МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
МОУ Лицей № 5 имени ЮА.Гагарина
РАССМОТРЕНО
Руководитель кафедры
СОГЛАСОВАНО
Заместителем директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Е.В. Никифорова____________
Н.М. Ляшова
Л.А. Тропкина ____________
Протокол №
Протокол №
Приказ №
от "__" августа 2022 г.
от "__" августа 2022 г.
от "__" августа 2022 г.
___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4811822)
учебного предмета
«Музыка»
для 4 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Музюкова Светлана Сергеевна
учитель музыки
г. Волгоград 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 4 класса начального общего образования составлена на
основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с
учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от
02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и
предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом
коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как
способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы
будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений
музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании
образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор,
классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной
культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения
музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных
музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка,
понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов
музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и
осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям,
которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения
(В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребёнка опосредованным недирективным путём. Поэтому ключевым моментом при
составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества,
как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных
ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного
исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в
целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым
формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов,
внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных
представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,
элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание
чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной
сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с
природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к
общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального
переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными
универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного
воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в
том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.);
д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки,
основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационнообразного строя отечественной музыкальной культуры.
8. Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других
стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и
основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных
действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 4 классе, составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные пейзажи
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося
природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно
передать словами
Танцы, игры и веселье
Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения. Примеры популярных танцев
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Мелодия
Мотив, музыкальная фраза. Поступенное, плавное движение мелодии, скачки. Мелодический
рисунок
Интервалы
Понятие музыкального интервала. Тон, полутон. Консонансы: терция, кварта, квинта, секста,
октава. Диссонансы: секунда, септима
Дополнительные обозначения в нотах
Реприза, фермата, вольта, украшения (трели, форшлаги)
Вариации
Варьирование как принцип развития. Тема. Вариации
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Вокальная музыка
Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу.
Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата.
Песня, романс, вокализ, кант.
Симфоническая музыка
Симфонический оркестр. Тембры, группы инструментов. Симфония, симфоническая картина
Композиторы — детям
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш
Вокальная музыка
Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу.
Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата.
Песня, романс, вокализ, кант.
Инструментальная музыка
Жанры камерной инструментальной музыки: этюд, пьеса. Альбом. Цикл. Сюита. Соната. Квартет
Программная музыка
Программная музыка. Программное название, известный сюжет, литературный эпиграф
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную
музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
Мастерство исполнителя
Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория,
филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского
Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Звучание храма
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность
в музыке русских композиторов
Искусство Русской православной церкви
Музыка в православном храме. Традиции исполнения, жанры (тропарь, стихира, величание и др.).
Музыка и живопись, посвящённые святым. Образы Христа, Богородицы
Религиозные праздники
Праздничная служба, вокальная (в том числе хоровая) музыка религиозного содержания
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Жанры музыкального фольклора
Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые, колыбельные песни, танцы и
пляски. Традиционные музыкальные инструменты
Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли, гармонь, ложки).
Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии
Первые артисты, народный театр
Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп
Фольклор в творчестве профессиональных музыкантов
Собиратели фольклора. Народные мелодии в обработке композиторов. Народные жанры, интонации
как основа для композиторского творчества
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды
о музыке и музыкантах
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного или нескольких народных
праздников
Модуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Сюжет музыкального спектакля
Либретто. Развитие музыки в соответствии с сюжетом. Действия и сцены в опере и балете.
Контрастные образы, лейтмотивы
Балет. Хореография — искусство танца
Сольные номера и массовые сцены балетного спектакля. Фрагменты, отдельные номера из балетов
отечественных композиторов
Оперетта, мюзикл
История возникновения и особенности жанра. Отдельные номера из оперетт И. Штрауса,
И. Кальмана, мюзиклов Р. Роджерса, Ф. Лоу и др.
Модуль «СОВРЕМЕННЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
Современные обработки классической музыки
Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих
классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики?
Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыка наших соседей
Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики (песни, танцы, обычаи,
музыкальные инструменты)
Кавказские мелодии и ритмы
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и жанры. Композиторы и музыкантыисполнители Грузии, Армении, Азербайджана. Близость музыкальной культуры этих стран
с российскими республиками Северного Кавказа
Музыка Японии и Китая
Древние истоки музыкальной культуры стран Юго-Восточной Азии. Императорские церемонии,
музыкальные инструменты. Пентатоника
Музыка Средней Азии
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители
Казахстана, Киргизии, и других стран региона
Певец своего народа
Интонации народной музыки в творчестве зарубежных композиторов — ярких представителей
национального музыкального стиля своей страны
Диалог культур
Культурные связи между музыкантами разных стран. Образы, интонации фольклора других народов
и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов (в том числе образы других культур в
музыке русских композиторов и русские музыкальные цитаты в творчестве зарубежных
композиторов)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов
России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в
творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и
других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины
мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность
в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей
среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкальноисполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика
умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при
изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты
(музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы
и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения,
делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным
состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкальноисполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного
музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей
предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого
наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в
различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную
в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной
задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем
алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия,
исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в
регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как
важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,
умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные
произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных
смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни,
посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы,
выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые
жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),
декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в
окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые,
ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или
народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных
и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения;
участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на
основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие,
высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия
музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные
формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть
типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные
и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства,
вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального
восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства
настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её
жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской
православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта,
мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух
и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих
голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом
процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль «Современная музыкальная культура»:
иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к
расширению музыкального кругозора;
различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского
стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);
анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер,
настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при
исполнении;
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых,
струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях
профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и
называть типичные жанровые признаки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
всего контрольные
работы
Репертуар
практические
работы
для слушания
для пения
для музицирования
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
Модуль 1. Классическая музыка
1.1.
Вокальная музыка
1
0
1
М.Глинка опера
"Руслан и
Людмила" (песня
баяна в исполнении
С.Я.Лемешева);
русская народная
песня «Вниз по
матушке по Волге»
(Ф. Шаляпин);
«Ария» из
Бразильской
бахианы № 5» Э.
Вилла-Лобоса (Г.
Вишневская, М.
Ростропович)
Я.Дубравин "Ты откуда, музыка?"
Травушка-муравушка"
https://www.youtube.com/watch?v=7mlmL0JuBn8
01.09.2022
11.09.2022
Определение на слух
Устный
типов человеческих
опрос;
голосов (детские,
мужские, женские),
тембров голосов
профессиональных
вокалистов.;
Знакомство с жанрами
вокальной музыки.
Слушание вокальных
произведений
композиторовклассиков.;
Освоение комплекса
дыхательных,
артикуляционных
упражнений.
Вокальные
упражнения на
развитие гибкости
голоса, расширения
его диапазона.;
Проблемная ситуация:
что значит красивое
пение?;
Музыкальная
викторина на знание
вокальных
музыкальных
произведений и их
авторов.;
Разучивание,
исполнение
вокальных
произведений
композиторовклассиков.;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5281/conspect/63381/
1.2.
Симфоническая
музыка
1
0
1
Ф. Мендельсон.
Концерт для
скрипки с
оркестром; К. СенСанс. Концерт № 1
для виолончели
Е.Обухова "Музыка и дети"
"Русская пляска"
https://www.youtube.com/watch?v=VPZDJz6FMXI
12.09.2022
18.09.2022
Знакомство с
составом
симфонического
оркестра, группами
инструментов.
Определение на слух
тембров
инструментов
симфонического
оркестра.;
Слушание
фрагментов
симфонической
музыки.
«Дирижирование»
оркестром.;
Музыкальная
викторина;
https://www.youtube.com/watch?v=xR7oA4t11rg
Итого по модулю
2
Модуль 2. Народная музыка России
Устный
опрос;
2.1.
Жанры
музыкального
фольклора
Итого по модулю
1
1
0
В. Комраков.
«Прибаутки» (слова
народные);
«Полюшко-поле»;
Музыка А.
Алябьева.
«Вечерний звон»
(слова И. Козлова)
Слова: Н.Соловьева, Музыка: М.
Парцхаладзе "Дождик"
0
1
К. Сен-Санс
В.Локтев "Песня о России"
«Лебедь»; р.н.п. "Ты
река, ль моя
реченька",
С.Рахманинов
"Вокализ"
"Два весёлых гуся"
https://www.youtube.com/watch?v=HwaQo3_iqUY
19.09.2022
25.09.2022
Различение на слух
контрастных по
характеру
фольклорных жанров:
колыбельная,
трудовая, лирическая,
плясовая.
Определение,
характеристика
типичных элементов
музыкального языка
(темп, ритм, мелодия,
динамика и др.),
состава
исполнителей.;
Определение тембра
музыкальных
инструментов,
отнесение к одной из
групп (духовые,
ударные, струнные).;
Разучивание,
исполнение песен
разных жанров,
относящихся к
фольклору разных
народов Российской
Федерации.;
Импровизации,
сочинение к ним
ритмических
аккомпанементов
(звучащими жестами,
на ударных
инструментах).;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://vk.com/video-198264436_456239028
Венское настроение"
https://zen.yandex.ru/video/watch/622c891c5e4d0a774e6f4f5f
26.09.2022
02.10.2022
;
Определение на слух,
прослеживание по
нотной записи
мелодических
рисунков с
поступенным,
плавным движением,
скачками,
остановками.;
Исполнение,
импровизация
(вокальная или на
звуковысотных
музыкальных
инструментах)
различных
мелодических
рисунков.;
Нахождение по нотам
границ музыкальной
фразы, мотива.;
Обнаружение
повторяющихся и
неповторяющихся
мотивов,
музыкальных фраз,
похожих друг на
друга.;
Исполнение на
духовых, клавишных
инструментах или
виртуальной
клавиатуре попевок,
кратких мелодий по
нотам;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/urok-po-muzike-klass-na-po-tememelodiya-1808082.html
1
Модуль 3. Музыкальная грамота
3.1.
Мелодия
1
3.2.
Интервалы
Итого по модулю
1
0
1
Марши
С.Чернецкого
Норвежская народная песня "Камертон"
С. Рахманинов.
«Весенние воды» на
слова Ф. И.
Тютчева, «В
молчаньи ночи
тайной» на слова А.
А. Фета, «Здесь
хорошо», «Ночь
печальна»
Г.Струве "У моей России"
"Весёлый марш"
https://www.youtube.com/watch?v=J_j6tL6k90M
03.10.2022
09.10.2022
Освоение понятия
Устный
«интервал». Анализ
опрос;
ступеневого состава
мажорной и минорной
гаммы (тон-полутон).;
Различение на слух
диссонансов и
консонансов,
параллельного
движения двух
голосов в октаву,
терцию, сексту.
Подбор эпитетов для
определения краски
звучания различных
интервалов.;
Разучивание,
исполнение попевок и
песен с ярко
выраженной
характерной
интерваликой в
мелодическом
движении. Элементы
двухголосия.;
Досочинение к
простой мелодии
подголоска,
повторяющего
основной голос в
терцию, октаву.;
https://www.youtube.com/watch?v=ceOetZogegM
10.10.2022
16.10.2022
Слушание
произведений
программной музыки,
посвящённой образам
природы. Подбор
эпитетов для
описания настроения,
характера музыки.
Сопоставление
музыки
с произведениями
изобразительного
искусства.;
Двигательная
импровизация,
пластическое
интонирование.;
Разучивание,
одухотворенное
исполнение песен о
природе, её красоте.;
Рисование
«услышанных»
пейзажей и/или
абстрактная
живопись — передача
настроения цветом,
точками, линиями.;
Игра-импровизация
«Угадай моё
настроение»;
https://www.youtube.com/watch?v=AAG5WVKxT9A
2
Модуль 4. Музыка в жизни человека
4.1.
Музыкальные
пейзажи
1
0
1
."Грибочки"
https://www.youtube.com/watch?v=VaThqra0Y0&list=PLnK6orLFEH6Ns_f4x_JlYThXvntqONFXg&index=9
Устный
опрос;
4.2.
Танцы, игры и
веселье
Итого по модулю
1
0
1
Полонез ля мажор
Ф. Шопена; Г.
Струве «Полонез
дружбы»; Вальсы Ф
Шопена: си минор,
ми минор, ми
бемоль мажор;
мазурки Ф. Шопена:
№ 47 (ля минор), №
48 (фа мажор) и №
1 (си бемоль мажор)
"Солнечные зайчики" (из репертуара шоугруппа "Улыбка")
"Лесной оркестр"
https://vk.com/topic-37891310_33039588?z=video37891310_456239188%2F94f9331121a5977553
17.10.2022
23.10.2022
Слушание,
Устный
исполнение музыки
опрос;
скерцозного
характера.
Разучивание,
исполнение
танцевальных
движений. Танецигра.;
Рефлексия
собственного
эмоционального
состояния после
участия в
танцевальных
композициях и
импровизациях.;
Проблемная ситуация:
зачем люди танцуют?;
Вокальная,
инструментальная,
ритмическая
импровизация в стиле
определённого
танцевального жанра.;
Звуковая
комбинаторика —
эксперименты со
случайным
сочетанием
музыкальных звуков,
тембров, ритмов;
https://www.youtube.com/watch?v=cIwAwQkYQIw
0
1
Ф. Шопен. Вальс №
6 (ре бемоль
мажор). Вальс № 7
(до диез минор).
Вальс № 10 (си
минор)
"Старый добрый клавесин" Музыка
Йозефа Гайдна Слова П. Синявского.
"Гусарская полька"
https://www.youtube.com/watch?v=HcP8UhpEzRQ
07.11.2022
13.11.2022
Слушание музыки,
определение
основного характера,
музыкальновыразительных
средств,
использованных
композитором.
Подбор эпитетов,
иллюстраций к
музыке. Определение
жанра.;
Музыкальная
викторина.;
Вокализация,
исполнение мелодий
инструментальных
пьес со словами.
Разучивание,
исполнение песен.;
Сочинение
ритмических
аккомпанементов (с
помощью звучащих
жестов или ударных и
шумовых
инструментов) к
пьесам маршевого и
танцевального
характера;
https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzike-na-temukamernaya-muzika-klass-3955759.html
2
Модуль 5. Классическая музыка
5.1.
Композиторы —
детям
1
Устный
опрос;
5.2.
Вокальная музыка
1
0
1
Э.Григ.
Оркестровая сюита
«Пер Гюнт».
«Песнь Сольвейг»,
«Колыбельная
Сольвейг».
«Не волнуйтесь понапрасну» из
мультфильма «Бюро находок», музыка
Е.Крылатова, слова М.Пляцковского
" Во поле берёза стояла"
https://www.youtube.com/watch?v=HY2KBJySEpk
14.11.2022
20.11.2022
Определение на слух
Устный
типов человеческих
опрос;
голосов (детские,
мужские, женские),
тембров голосов
профессиональных
вокалистов.;
Знакомство с жанрами
вокальной музыки.
Слушание вокальных
произведений
композиторовклассиков.;
Освоение комплекса
дыхательных,
артикуляционных
упражнений.
Вокальные
упражнения на
развитие гибкости
голоса, расширения
его диапазона.;
Проблемная ситуация:
что значит красивое
пение?;
Музыкальная
викторина на знание
вокальных
музыкальных
произведений и их
авторов.;
Разучивание,
исполнение
вокальных
произведений
композиторовклассиков.;
https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/10/08/urokmuzyki-dlya-4-klassa-vokalnaya-i-instrumentalnayamuzyka
5.3.
Инструментальная
музыка
1
0
1
И.Бах "Прелюдия и
фуга до мажор";
Ф.Лист "Ноктюрн
№3"
"Лягушачий джаз " (из репертуара шоугруппы "Улыбка")
Марш Радецкого
https://www.youtube.com/watch?
v=6UYklo9h3bw&list=PLnK6orLFEH6Ns_f4x_JlYThXvntqONFXg&index=34&t=7s
21.11.2022
27.11.2022
Знакомство с жанрами Устный
камерной
опрос;
инструментальной
музыки. Слушание
произведений
композиторовклассиков.
Определение
комплекса
выразительных
средств. Описание
своего впечатления от
восприятия.;
Музыкальная
викторина.;
Посещение концерта
инструментальной
музыки.;
Составление словаря
музыкальных жанров;
https://infourok.ru/prezentaciya-po-muzykeinstrumentalnaya-muzyka-5207788.html
5.4.
Программная
музыка
1
0
1
А.Лядов
"Кикимора",
М.Мусоргский
"Картинки с
выставки"
А.Савина "Ёжик-весельчак"
."Вальс петушков"
https://www.youtube.com/watch?v=kIzJUCqSxZo&t=5s
28.11.2022
04.12.2022
Слушание
произведений
программной музыки.
Обсуждение
музыкального образа,
музыкальных средств,
использованных
композитором.;
Рисование образов
программной
музыки.;
Сочинение
небольших миниатюр
(вокальные или
инструментальные
импровизации) по
заданной программе;
https://www.youtube.com/watch?v=viBujrLius8
Устный
опрос;
5.5.
Музыкальные
инструменты.
Скрипка,
виолончель
Итого по модулю
1
1
0
И. Брамс. Концерт
для скрипки с
оркестром ре
мажор;
Й. Гайдн. Концерт
№ 1 для виолончели
с оркестром
Повторение изученного репертуара
"Юмореска"
https://www.youtube.com/watch?v=SgV1sgmdd4&list=PLnK6orLFEH6Ns_f4x_JlYThXvntqONFXg&index=42
05.12.2022
11.12.2022
Игра-имитация
исполнительских
движений во время
звучания музыки.;
Музыкальная
викторина на знание
конкретных
произведений и их
авторов, определения
тембров звучащих
инструментов.;
Разучивание,
исполнение песен,
посвящённых
музыкальным
инструментам.;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://www.youtube.com/watch?v=nGmyBGLBOUs
1
А Бородин "Улетай
на крыльях ветра"
(из оперы "Князь
Игорь" в рокобработке);
Бах И.С. «Шутка»
(вокальное
исполнение).
Бах И.С. «Шутка»
(инструментальное
исполнение);
Римский-Корсаков
Н.А. «Полёт
шмеля» (1) рокобработка В.
Зинчук;
Римский-Корсаков
Н.А. «Полёт
шмеля» (4)
вокальная
обработка Хор
Турецкого
"Калинка-малинка"Р.Н.песня в
современной обработке
Бумажный оркестр
https://zen.yandex.ru/video/watch/625296ad8ba9ef04d4feaa29
12.12.2022
18.12.2022
Различение музыки
классической и её
современной
обработки.;
Слушание обработок
классической музыки,
сравнение их с
оригиналом.
Обсуждение
комплекса
выразительных
средств, наблюдение
за изменением
характера музыки.;
Вокальное
исполнение
классических тем в
сопровождении
современного
ритмизованного
аккомпанемента.;
Подбор стиля
автоаккомпанемента
(на клавишном
синтезаторе) к
известным
музыкальным темам
композиторовклассиков;
Устный
опрос;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5281/conspect/63381/
5
Модуль 6. Современная музыкальная культура
6.1.
Современные
обработки
классической
музыки
Итого по модулю
1
1
Модуль 7. Духовная музыка
0
7.1.
Звучание храма
1
0
1
М Мусоргский
"Великий
колокольный звон":
Бортнянский
"Херувимская песня
№7"
Н.Тананко "Русь святая"
В.Моцарт "Волшебные колокольчики"
https://www.youtube.com/watch?v=e76UhNvL_4k
19.12.2022
25.12.2022
Обобщение
жизненного опыта,
связанного со
звучанием колоколов.
Диалог с учителем о
традициях
изготовления
колоколов, значении
колокольного звона.
Знакомство с видами
колокольных звонов.;
Слушание музыки
русских композиторов
с ярко выраженным
изобразительным
элементом
колокольности.
Выявление,
обсуждение
характера,
выразительных
средств,
использованных
композитором.;
Двигательная
импровизация —
имитация движений
звонаря на
колокольне.;
Ритмические и
артикуляционные
упражнения на основе
звонарских
приговорок.;
Просмотр
документального
фильма о колоколах.;
Устный
опрос;
https://www.youtube.com/watch?v=6mtzdu-095o
7.2.
Искусство Русской
православной
церкви
1
0
1
“Милость мира”
церковное
песнопение;
Церковный
духовный хор с
молитвой
"Благослови, Душе
моя Господа"
Музыка А.Козловой, слова М.Милькевич песня «Надежда, Вера и Любовь»
-
09.01.2023
15.01.2023
Разучивание,
исполнение
вокальных
произведений
религиозной
тематики, сравнение
церковных мелодий
и народных песен,
мелодий светской
музыки.;
Прослеживание
исполняемых
мелодий по нотной
записи. Анализ типа
мелодического
движения,
особенностей ритма,
темпа, динамики
и т. д.;
Сопоставление
произведений музыки
и живописи,
посвящённых святым,
Христу, Богородице.;
Посещение храма.;
Поиск в Интернете
информации о
Крещении Руси,
святых, об иконах;
Устный
опрос;
https://pptcloud.ru/music/mus-tserk
7.3.
Религиозные
праздники
1
0
1
«Коляда» (группа
«Иван Купала», «О,
Преславного
чудесе» (хор
Троице-Сергиевой
лавры), «Рождество
Христово»
Рождественский гимн "Тихая ночь"
"Ёлка - ёлочка"
https://zen.yandex.ru/video/watch/622cf0d07319027bed4158e7
16.01.2023
22.01.2023
Устный
опрос;
https://www.youtube.com/watch?v=u8_u2BLmB1Q
Итого по модулю
3
Модуль 8. Народная музыка России
8.1.
Русские народные
музыкальные
инструменты
1
0
1
М. Матвеев.
«Матушка,
матушка, что во
поле пыльно» ;
И. П. Ларионов.
«Калинка»
Разучивание народных частушек
https://privetpeople.ru/publ/stikhi/teksty_
russkikh_narodnykh_chastushek_dlja_detej/41-0-482
"На горе-то калина"
https://zen.yandex.ru/video/watch/622cf2d8ae5d327e07b57626
23.01.2023
29.01.2023
Знакомство с
внешним видом,
особенностями
исполнения и
звучания русских
народных
инструментов.;
Определение на слух
тембров
инструментов.
Классификация на
группы духовых,
ударных, струнных.
Музыкальная
викторина на знание
тембров народных
инструментов.;
Двигательная игра —
импровизацияподражание игре на
музыкальных
инструментах.;
Слушание
фортепианных пьес
композиторов,
исполнение песен, в
которых
присутствуют
звукоизобразительные
элементы,
подражание голосам
народных
инструментов.;
Просмотр
видеофильма о
русских музыкальных
инструментах.;
Устный
опрос;
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-muziki-po-temeorkestr-russkih-narodnih-instrumentov-klass-chast768785.html
8.2.
Первые артисты,
народный театр
1
0
1
"Уж как по мосту
мосточку" Хор из
оперы
П.Чайковского
"Евгений Онегин"
Слова Натальи Михайловой Музыка Петра
Николаева "Масленица"
"Саночки"
https://zen.yandex.ru/video/watch/62303a729dc5d96f9aeba120
30.01.2023
05.02.2023
Чтение учебных,
справочных текстов
по теме. Диалог
с учителем.;
Разучивание,
исполнение
скоморошин.;
Просмотр фильма/
мультфильма,
фрагмента
музыкального
спектакля.
Творческий проект —
театрализованная
постановка;
Устный
опрос;
https://vk.com/wall38470709_783
https://www.youtube.com/watch?v=4_Imer3Z_9g
8.3.
Фольклор в
творчестве
профессиональных
музыкантов
1
0
1
И.Ф. Стравинский.
Балеты:
«Петрушка», «Жарптица»
Р.н.п. "Земелюшка - чернозём"
Рус.нар. мелодия
https://cloud.mail.ru/public/TuYE/4YL3RPd7S
06.02.2023
12.02.2023
Диалог с учителем о
значении
фольклористики.
Чтение учебных,
популярных текстов о
собирателях
фольклора.;
Слушание музыки,
созданной
композиторами на
основе народных
жанров и интонаций.
Определение приёмов
обработки, развития
народных мелодий.;
Разучивание,
исполнение народных
песен в
композиторской
обработке. Сравнение
звучания одних и тех
же мелодий в
народном и
композиторском
варианте.
Обсуждение
аргументированных
оценочных суждений
на основе сравнения.;
Аналогии с
изобразительным
искусством —
сравнение
фотографий
подлинных образцов
народных промыслов
(гжель, хохлома,
городецкая роспись
и т. д.) с творчеством
современных
художников,
модельеров,
дизайнеров,
работающих в
соответствующих
техниках росписи;
Устный
опрос;
https://www.youtube.com/watch?v=8MpYdXemC0s
8.4.
Сказки, мифы и
легенды
1
0
1
Н. А. РимскийКорсаков. Опера,
«Золотой петушок»;
П. И. Чайковский.
«Черевички» В.
Туркин. Свирель Ре
мажор.
В.М.Юровский.
Мелодия из м/ф
“Заколдованный
мальчик” М.,
“Союзмультфильм”,
1955г.;
А.Ларин "Если бы да кабы"
-
13.02.2023
19.02.2023
Знакомство с манерой
сказывания нараспев.
Слушание сказок,
былин, эпических
сказаний,
рассказываемых
нараспев.;
В инструментальной
музыке определение
на слух музыкальных
интонаций
речитативного
характера.;
Создание
иллюстраций к
прослушанным
музыкальным
и литературным
произведениям.;
Просмотр фильмов,
мультфильмов,
созданных на основе
былин, сказаний.;
Речитативная
импровизация —
чтение нараспев
фрагмента сказки,
былины;
Устный
опрос;
https://urok.1sept.ru/articles/660663
Народные
праздники
1
Итого по модулю
5
8.5.
0
1
Р.н.п. "Во поле
берёза стояла"
П.Чайковский
"Концерт№4"
Троицкие песни "Ты берёзка", "Посею я
лён", "Как у бабушки козёл"
0
1
"Косил Ясь
Белорусская народная песня "Бульба"
конюшину" в исп.
группы Песняры; Р.
Паулс
"Колыбельная",
латышская народная
песня «Вей ветерок»
Петушок"
https://www.youtube.com/watch?
v=o0T5g6cuSHY&list=PLnK6orLFEH6Ns_f4x_JlYThXvntqONFXg&index=17
20.02.2023
26.02.2023
Знакомство с
праздничными
обычаями, обрядами,
бытовавшими ранее и
сохранившимися
сегодня у различных
народностей
Российской
Федерации.;
Разучивание песен,
реконструкция
фрагмента обряда,
участие в
коллективной
традиционной игре2.;
Просмотр фильма/
мультфильма,
рассказывающего
о символике
фольклорного
праздника.;
Посещение театра,
театрализованного
представления.;
Участие в народных
гуляньях на улицах
родного города,
посёлка;
Устный
опрос;
https://www.youtube.com/watch?v=JEuXtaQfALg
"Перепёлочка"
https://www.youtube.com/watch?v=B-wgocGoQiM
27.02.2023
05.03.2023
Знакомство с
особенностями
музыкального
фольклора народов
других стран.
Определение
характерных черт,
типичных элементов
музыкального языка
(ритм, лад,
интонации).;
Знакомство с
внешним видом,
особенностями
исполнения и
звучания народных
инструментов.;
Определение на слух
тембров
инструментов.;
Классификация на
группы духовых,
ударных, струнных.;
Музыкальная
викторина на знание
тембров народных
инструментов.;
Двигательная игра —
импровизацияподражание игре на
музыкальных
инструментах.;
Устный
опрос;
https://www.youtube.com/watch?v=CrDml3S8qPM
Модуль 9. Музыка народов мира
9.1.
Музыка наших
соседей
1
9.2.
Кавказские
мелодии и ритмы
1
0
1
Х.Плиева
“Маленький
джигит”;
"Лезгинка";
"Дагестанский
девичий танец"
М.Пляцковский "Мир вам, люди!"
Танцевальное настроение (6 класс)
https://zen.yandex.ru/video/watch/622cf6c156c92f12b47f5c0b
06.03.2023
12.03.2023
Знакомство с
особенностями
музыкального
фольклора народов
других стран.
Определение
характерных черт,
типичных элементов
музыкального языка
(ритм, лад,
интонации).;
Знакомство с
внешним видом,
особенностями
исполнения и
звучания народных
инструментов.;
Определение на слух
тембров
инструментов.;
Классификация на
группы духовых,
ударных, струнных.;
Музыкальная
викторина на знание
тембров народных
инструментов.;
Устный
опрос;
https://www.youtube.com/watch?v=Guun6cDrJ5k
9.3.
Музыка Японии
и Китая
1
0
1
Японская народная
песня «Вишня»;
китайская народная
песня "Жасмин"
Е.Обухова "Мир без войны"
"Китайская песня про кукушку"
https://www.youtube.com/watch?v=vpt7NPvm_mU
13.03.2023
19.03.2023
Знакомство с
особенностями
музыкального
фольклора народов
других стран.
Определение
характерных черт,
типичных элементов
музыкального языка
(ритм, лад,
интонации).;
Знакомство с
внешним видом,
особенностями
исполнения и
звучания народных
инструментов.;
Определение на слух
тембров
инструментов.;
Классификация на
группы духовых,
ударных, струнных.;
Музыкальная
викторина на знание
тембров народных
инструментов.;
Устный
опрос;
https://www.youtube.com/watch?v=QFA_hanbawc
9.4.
Музыка Средней
Азии
Итого по модулю
1
0
1
М.Барханов
"Государственный
гимн республики
Узбекистан";
Н.Халмамедов
"Соната для
скрипки и
фортепиано"
"Дружба народов" (из репертуара группы
"Султан")
Танец "Кара жорга" (импровизация под музыку)
20.03.2023
26.03.2023
Знакомство с
особенностями
музыкального
фольклора народов
других стран.
Определение
характерных черт,
типичных элементов
музыкального языка
(ритм, лад,
интонации).;
Знакомство с
внешним видом,
особенностями
исполнения и
звучания народных
инструментов.;
Определение на слух
тембров
инструментов.;
Классификация на
группы духовых,
ударных, струнных.;
Музыкальная
викторина на знание
тембров народных
инструментов.;
Двигательная игра —
импровизация‐
подражание игре на
музыкальных
инструментах.;
Устный
опрос;
https://www.youtube.com/watch?v=RZfMHy5gp5k
"Пастушья песня" (канон)
"Андрей воробей"
https://www.youtube.com/watch?v=IDzH4ATHSiI
27.03.2023
29.03.2023
Знакомство с
дополнительными
элементами нотной
записи. Исполнение
песен, попевок, в
которых
присутствуют данные
элементы;
Устный
опрос;
https://www.youtube.com/watch?v=oui1GKG3_Fs
"Светит месяц"
https://www.youtube.com/watch?v=zzsKQG6xMyg
30.03.2023
31.03.2023
Слушание
произведений,
сочинённых в форме
вариаций.
Наблюдение за
развитием,
изменением основной
темы. Составление
наглядной буквенной
или графической
схемы.;
Исполнение
ритмической
партитуры,
построенной по
принципу вариаций.;
Коллективная
импровизация в
форме вариаций;
Устный
опрос;
https://www.youtube.com/watch?v=nGmyBGLBOUs
4
Модуль 10. Музыкальная грамота
10.1.
Дополнительные
обозначения
в нотах
1
0
1
С. Рахманинов
"Вокализ"
10.2.
Вариации
1
0
1
Инструментальные А.Суханов "Зелёная карета"
и оркестровые
вариации Й. Гайдна;
П.Чайковский
"Вариации на тему
рококо"
Итого по модулю
2
Модуль 11. Музыка театра и кино
11.1.
Сюжет
музыкального
спектакля
1
0
1
Музыкальные
фрагменты из
фильма
«Приключения
Буратино»
(режиссер Л.
Нечаев, композитор
А. Рыбников)
А.Рыбников "Песня о мастерах" из
кинофильма "Про Красную шапочку"
"На дворе весна"
https://www.youtube.com/watch?v=vlYEAZROyM&list=PLnK6orLFEH6Ns_f4x_JlYThXvntqONFXg&index=6
03.04.2023
09.04.2023
Знакомство с
либретто, структурой
музыкального
спектакля. Пересказ
либретто изученных
опер и балетов.;
Анализ
выразительных
средств, создающих
образы главных
героев,
противоборствующих
сторон. Наблюдение
за музыкальным
развитием,
характеристика
приёмов,
использованных
композитором.;
Вокализация,
пропевание
музыкальных тем;
пластическое
интонирование
оркестровых
фрагментов.;
Музыкальная
викторина на знание
музыки. Звучащие и
терминологические
тесты.;
Коллективное чтение
либретто в жанре
сторителлинг.;
Устный
опрос;
11.2.
Балет.
Хореография —
искусство танца
1
0
1
М. И. Глинка.
Опера «Руслан и
Людмила»; Н. А.
Римский-Корсаков.
Балет «Снегурочка»
О.Емельянова "Песенка о театре"
."Посмотрите, мамочки"
https://www.youtube.com/watch?v=5lUSGntGP4&list=PLnK6orLFEH6Ns_f4x_JlYThXvntqONFXg&index=19
10.04.2023
16.04.2023
Просмотр и
Устный
обсуждение
опрос;
видеозаписей —
знакомство
с несколькими яркими
сольными номерами и
сценами из балетов
русских
композиторов.
Музыкальная
викторина на знание
балетной музыки.;
Вокализация,
пропевание
музыкальных тем;
исполнение
ритмической
партитуры —
аккомпанемента к
фрагменту балетной
музыки.;
Посещение балетного
спектакля или
просмотр фильмабалета.;
Исполнение на
музыкальных
инструментах
мелодий из балетов;
https://infourok.ru/konspekt-i-prezentaciya-k-urokumuziki-v-klasse-teatr-muzikalnoy-komedii-2746480.html
https://infourok.ru/material.html?mid=139369
11.3.
Оперетта, мюзикл
Итого по модулю
1
0
1
Э. Уэббер. Мюзикл
Музыка Оскара Фельцмана Слова Михаила
«Кошки»
Танича и Игоря Шаферана "Ходит песенка
(отдельные номера); по кругу"
Р.Роджерс "Звуки
музыки" (отрывок)
" На дворе весна"
https://www.youtube.com/watch?v=v-lYEAZROyM
17.04.2023
23.04.2023
Знакомство с жанрами Устный
оперетты, мюзикла.
опрос;
Слушание
фрагментов из
оперетт, анализ
характерных
особенностей жанра.;
Разучивание,
исполнение
отдельных номеров из
популярных
музыкальных
спектаклей.;
Сравнение разных
постановок одного и
того же мюзикла.;
Посещение
музыкального театра:
спектакль в жанре
оперетты или
мюзикла.;
Постановка
фрагментов, сцен из
мюзикла — спектакль
для родителей;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7417/conspect/254958/
0
1
С. В. Рахманинов.
«Сирень»,
Элегическое трио
для фортепиано,
скрипки и
виолончели
С.Рахманинов "Итальянская полька"
https://www.youtube.com/watch?v=WQ7lVIMwP0E
24.04.2023
30.04.2023
Знакомство с
Устный
творчеством
опрос;
композиторов.
Сравнение их
сочинений с народной
музыкой.
Определение формы,
принципа развития
фольклорного
музыкального
материала.;
Вокализация наиболее
ярких тем
инструментальных
сочинений.;
Разучивание,
исполнение
доступных вокальных
сочинений.;
На выбор или
факультативно:;
Исполнение на
клавишных или
духовых
инструментах
композиторских
мелодий,
прослеживание их
по нотной записи.;
Творческие,
исследовательские
проекты,
посвящённые
выдающимся
композиторам;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5271/start/228395/
3
Модуль 12. Музыка народов мира
12.1.
Певец своего
народа
1
Г.Гладков "Край, в котором ты живёшь"
12.2.
Диалог культур
Итого по модулю
1
2
Модуль 13. Классическая музыка
1
0
А. П. Бородин.
Ноктюрн из
Квартета № 2
Ф.Шопен "Ноктюрн
до-диез минор"
М.Старокадомский "Песенка друзей"
"Казаки в Берлине"
https://www.youtube.com/watch?v=pebuOX-hbeY
01.05.2023
07.05.2023
Знакомство с
творчеством
композиторов.
Сравнение их
сочинений с народной
музыкой.
Определение формы,
принципа развития
фольклорного
музыкального
материала.;
Вокализация наиболее
ярких тем
инструментальных
сочинений.;
Разучивание,
исполнение
доступных вокальных
сочинений.;
На выбор или
факультативно:;
Исполнение на
клавишных или
духовых
инструментах
композиторских
мелодий,
прослеживание их
по нотной записи.;
Творческие,
исследовательские
проекты,
посвящённые
выдающимся
композиторам;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
https://vk.com/video-175840014_456239495
https://www.youtube.com/watch?v=Rrs1KvHG3mE
13.1.
Русские
композиторыклассики
1
0
1
П. Чайковский. «Я
ли в поле да не
травушка была» (ст.
И. Сурикова);
Н. РимскийКорсаков. Опера
"Снегурочка"
("Пляска
скоморохов");
М. Глинка. Опера
«Иван Сусанин»
(хор «Разгулялися,
разливалися»)
Слова Виктории Хваловой, музыка Ларисы
Мерзляковой "Весенняя мелодия"
П. Чайковский "Полька"
https://www.youtube.com/watch?v=gqC5l8pdQxM
08.05.2023
14.05.2023
Знакомство с
Устный
творчеством
опрос;
выдающихся
композиторов,
отдельными фактами
из их биографии.
Слушание музыки.
Фрагменты
вокальных,
инструментальных,
симфонических
сочинений. Круг
характерных образов
(картины природы,
народной жизни,
истории и т. д.).
Характеристика
музыкальных образов,
музыкальновыразительных
средств. Наблюдение
за развитием музыки.
Определение жанра,
формы.;
Чтение учебных
текстов и
художественной
литературы
биографического
характера.;
Вокализация тем
инструментальных
сочинений.;
Разучивание,
исполнение
доступных вокальных
сочинений.;
Посещение концерта.
Просмотр
биографического
фильма;
https://www.youtube.com/watch?v=Sm1lBCwWhoY
13.2.
Европейские
композиторыклассики
1
0
1
Ф.Шуберт "Аве
Мария"; Р.Шуман
"Порыв"
А.Варламов "Фонари фонарики"
Ф.Шуберт "Музыкальный момент"
https://www.youtube.com/watch?v=AatjNc2YOD8
15.05.2023
21.05.2023
Знакомство с
Устный
творчеством
опрос;
выдающихся
композиторов,
отдельными фактами
из их биографии.
Слушание музыки.
Фрагменты
вокальных,
инструментальных,
симфонических
сочинений. Круг
характерных образов
(картины природы,
народной жизни,
истории и т. д.).
Характеристика
музыкальных образов,
музыкальновыразительных
средств. Наблюдение
за развитием музыки.
Определение жанра,
формы.;
Чтение учебных
текстов и
художественной
литературы
биографического
характера.;
Вокализация тем
инструментальных
сочинений.;
Разучивание,
исполнение
доступных вокальных
сочинений.;
Посещение концерта.
Просмотр
биографического
фильма;
https://www.youtube.com/watch?v=AYlfAhLOLwU
13.3.
Мастерство
исполнителя
1
0
1
Произведения на
выбор известных
исполнителей
:Михаила Плетнева,
Григория Соколова,
Бориса
Березовского,
Дениса Мацуева,
Даниила Трифонова
Репертуар на выбор
Репертуар на выбор
22.05.2023
28.05.2023
Знакомство с
Устный
творчеством
опрос;
выдающихся
исполнителей
классической музыки.
Изучение программ,
афиш консерватории,
филармонии.;
Сравнение
нескольких
интерпретаций одного
и того же
произведения в
исполнении разных
музыкантов.;
Дискуссия на тему
«Композитор —
исполнитель —
слушатель».;
Посещение концерта
классической
музыки.;
Создание коллекции
записей любимого
исполнителя.;
https://multiurok.ru/files/istoriia-vozniknoveniiamezhdunarodnogo-konkursa-i.html
3
31
Итого по модулю
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Человеческий голос — самый
совершенный инструмент.
Известные певцы. Жанры
вокальной музыки: песни,
вокализы, романсы, арии из
опер. Кантата. Песня, романс,
вокализ, кант.
1
Симфонический оркестр.
Тембры, группы инструментов.
Симфония, симфоническая
картина. Ведущие музыкальные
инструменты симфонического
оркестра.
1
0
1
Дата
изучения
Виды,
формы
контроля
01.09.-10.09.
Устный
опрос;
2022
0
1
12.09.- 17.09.
2022
Многообразие жанров народных 1
песен.
1
Мелодия Мотив, музыкальная
фраза. Поступенное, плавное
движение мелодии, скачки.
Мелодический рисунок
1
0
Интервалы Понятие
музыкального интервала. Тон,
полутон. Консонансы: терция,
кварта, квинта, секста, октава.
Диссонансы: секунда, септима
1
Музыка о красоте родной земли
и красоте человека.
1
Полонез, мазурка, вальс.
1
0
19.09.- 24.09.
2022
1
26.09.- 01.10.
2022
0
1
03.10.- 08.10.
2022
0
1
17.10.- 23.10.
2022
0
1
24.10.- 29.10.
2022
8.
Вальсы Ф.Шопена
1
0
1
31.10.- 05.11.
2022
9.
10.
Вокальная музыка.Охрана
детского голоса.
1
Особенности камерной
инструментальной музыки.
1
0
1
07.11.- 12.11.
2022
0
1
14.11.- 19.11.
2022
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
11. Рисование образов программной 1
музыки
0
12. Знаменитые скрипачи и
скрипичные мастера
1
1
13. Современные обработки
классической музыки Понятие
обработки, творчество
современных композиторов
и исполнителей,
обрабатывающих классическую
музыку
1
14. Колокола. Колокольные звоны
(благовест, трезвон
и др.)Народные и духовные
песнопения.
1
1
28.11.- 03.12.
2022
0
05.12.- 10.12.
2022
0
1
12.12.- 17.12.
2022
0
1
19.12.- 24.12.
2022
15. Искусство Русской
1
православной церкви Музыка в
православном храме.Музыка и
живопись, посвящённые святым.
0
16. Религиозные
праздники.Рождество
1
0
17. Народные музыкальные
инструменты.Инструментальные
наигрыши. Плясовые мелодии
1
18. Первые артисты, народный
театр Скоморохи. Ярмарочный
балаган. Вертеп
1
1
26.12.- 30.12.
2022
1
09.01.- 14.01.
2023
0
1
16.01.- 21.01.
2023
0
1
23.01.- 28.01.
2023
19. Собиратели фольклора.
1
Народные мелодии в обработке
композиторов. Народные
жанры, интонации как основа
для композиторского творчества
0
20. Оперы-сказки русских
1
композиторов.Народные
сказители. Русские народные
сказания, былины. Эпос народов
России.
0
21. Народные праздники.Троица
0
1
1
30.01.- 04.02.
2023
1
06.02.- 11.02.
2023
1
13.02.- 18.02.
2023
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
22. Фольклор и музыкальные
традиции Белоруссии, Украины,
Прибалтики
1
0
0
24. Музыка Японии и Китая
Древние истоки музыкальной
культуры стран Юго-Восточной
Азии. Императорские
церемонии, музыкальные
инструменты. Пентатоника
1
0
25. Музыка Средней Азии
Музыкальные традиции и
праздники, народные
инструменты и современные
исполнители Казахстана,
Киргизии, и других стран
региона
1
26. Музыкальная грамота.
Элементы
двухголосия.Музыкальные
вариации
1
06.03.- 11.03.
1
13.03.- 18.03.
2023
0
1
20.03.- 25.03.
2023
0
1
27.03.- 01.04.
2023
0
Опера и балет. Хореография —
искусство танца.Сольные
номера и массовые сцены
балетного спектакля.
Фрагменты, отдельные номера
из балетов отечественных
композиторов
1
0
Оперетта, мюзикл История
возникновения и особенности
жанра.
1
30. Певец своего
народа.Выразительность
музыкальной речи: интонация.
1
2023
27. Сюжет музыкального спектакля. 1
Фильмы-сказки
29.
27.02.- 04.03.
2023
23. Кавказские мелодии и ритмы
1
Музыкальные традиции и
праздники, народные
инструменты и жанры. .
Близость музыкальной культуры
этих стран с российскими
республиками Северного
Кавказа
28.
1
1
10.04.- 15.04.
2023
1
17.04.- 22.04.
2023
0
1
24.04.- 29.04.
2023
1
0
1
01.05.- 06.05.
2023
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
31. Диалог культур
1
1
0
08.05.- 13.05.
2023
32. Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся
отечественных композиторов
1
33. Европейские композиторыклассики Творчество
выдающихся зарубежных
композиторов
1
34. Творчество выдающихся
исполнителей — певцов,
инструменталистов, дирижёров.
Консерватория, филармония,
Конкурс имени
П. И. Чайковского
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
1
15.05.- 20.05.
2023
0
1
22.05.- 27.05.
2023
0
1
29.05.- 31.05.
2023
3
31
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
Устный
опрос;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 4 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1) Готовые мультимедийные уроки по музыке http://urokicd.ru/muzyka?yclid=354144675941032687;
2) Методическая разработка урока музыки по теме «Волшебство музыкальных инструментов»,
Липянская Ю.В., учитель музыки,
https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_uroka_muziki_172317.html;
3) «Диалог метра и ритма», Кныш Ирина Борисовна, учитель музыки,
https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2019/06/21/uchebno-metodicheskiy-material-k-uroku-muzyki-6klass-2-chetvert;
4) «Символика музыкальных инструментов в мировой художественной культуре» Лютви Лиана
Машаллаевна, преподаватель МХК, https://urok.1sept.ru/статьи/674849/;
5) «Мелодией одной звучат печаль и радость», Ланцова Мария Евгеньевна, учитель музыки,
https://urok.1sept.ru/статьи/673501/;
6) «Системообразующая деятельность учителя на примере реализации содержания программы по
музыке в 6-м классе в рамках ФГОС», Мазурова Татьяна Михайловна, учитель музыки и ИЗО,
https://urok.1sept.ru/статьи/664215/;
7) «А.П.Бородин: жизнь и творчество великого композитора в вопросах и ответах», Юрова Светлана
Анатольевна, преподаватель теоретических дисциплин, https://urok.1sept.ru/статьи/660928/.
Полезные ссылки на интернет-ресурсы для использования в профессиональной деятельности
современного педагога
Образовательные платформы
https://eom.edu.ru/ - «Российская электронная школа». Каталог интерактивных уроков; http://schoolcollection.edu.ru - единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и
науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не
только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии,
карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в
образовательном процессе;
Единая коллекция ЦОР http://window.edu.ru/ Электронные учебники:
- Просвещение https://digital.prosv.ru/
- Российский учебник https://rosuchebnik.ru
- Первое сентября https://1сентября.рф)
- Музыка (учебники, учебные пособия) https://alleng.org/edu/art4.htm
- электронные рабочие тетради (например, «Яндекс. Учебник») https://education.yandex.ru
http://uchebnik-tetrad.com Познавательные сайты и порталы
Цифровое ТВ, общедоступные каналы (Культура.рф, Наука https://www.naukatv.ru/);
Открытые электронные библиотеки, образовательное видео, интерактивное онлайн телевидение,
энциклопедии, коллекции (https://www.wdl.org/ru/, http://univertv.ru/, digital-edu.ru/, https://openedu.ru);
Иинтерактивные медиамузеи (https://borderless.teamlab.art/; Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий»
http://www.megabook.ru;
http://arzamas.academy – Просветительский сайт. Имеются бесплатные видеолекции и материалы по
литературе, истории, искусству, антропологии, философии и прочему. Доступен архив курсов.
https://urok.1sept.ru - сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов, контрольных работ - на
методическом сайте;
https://www.lektorium.tv – просветительский проект: создание уроков, курсов;
https://infourok.ru/biblioteka - инфоурок;
http://ege.sdamgia.ru – Решу ЕГЭ. На сайте размещены примерные варианты ЕГЭ по всем предметам, а
также много разнообразных заданий;
http://www.openclass.ru/ - сетевое образовательное сообщество учителей;
http://prosv.ru - сайт издательства «Просвещение», здесь Вы найдёте каталог учебников и учебнометодической литературы издательства «Просвещение»; полезную информацию для учителей,
методистов, администраторов; информацию о новых учебниках и учебно-методических пособиях;
методическую помощь; новости образования и учебного книгоиздания; информационнопублицистический бюллетень «Просвещение»;
Список электронных образовательных ресурсов на CD и DVD-дисках http://nvschool30.ucoz.ru/off/mediateka.pdf;
Школа Интернет-урок https://interneturok.ru; Образовательный портал «Видеоуроки»
https://videouroki.net/;
Международный образовательный портал МААМ https://www.maam.ru; Образовательный портал
«Преемственность в образовании» https://preemstvennost.ru/ - на портале организовано обучение
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Учебно-методический материал онлайн курсов, вебинаров, дистанционные кабинеты педагогов,
методическая копилка;
Журнал “Цифровое образование”. http://digital-edu.info/index.php; Журнал Вопросы Интернетобразования http://vio.uchim.info/; сайт ИД Первое сентября Открытый урок (главная)
http://открытыйурок.рф/
Сетевые профессиональные сообщества http://uchitelu.net/?
q=materialy_uchitelu/results/taxonomy:559.18,75 проект «Учителю.net» - это социальная сеть для педагогов. В разделе собраны методические
материалы, разработки учителей. Здесь вы можете найти или разместить презентации к урокам, планы
уроков, тематические планирования, контрольные работы и тесты;
https://nsportal.ru/ - сетевое общение в профессиональном сообществе, обсуждение вопросов,
распространение позитивного опыта; рубрики «Лаборатория педагогического мастерства»,
«Тематические подборки материалов» и другие;
Сервисы и Интернет технологии WEB 2.0 http://robotix33.ru/servisyi-web-2-0/
https://www.sites.google.com/site/badanovweb2/home
https://learningapps.org – создание мультимедийных интерактивных упражнений. Данный сайт
поддерживает обучение и процесс преподавания с помощью интерактивных модулей;
http://rebus1.com/ - сервис для создания ребусов.
https://comp-doma.ru/muz-otkrtka.html установка программы Музыкальная открытка 2.0
Использованные материалы:
1) https://pedportal.net/starshie-klassy/muzyka/ispolzovanie-ikt-i-eor-na-urokah-muzyki-269098
«Использование ИКТ и ЭОР на уроках музыки», Ефимова Александра Владимировна;
2) https://ds04.infourok.ru/uploads/doc/0893/00106fca-4a644568.docx, статья «Использование новых
цифровых образовательных ресурсов на уроках музыки»;
3) http://www.listeducation.ru/liweps-22-1.html
статья «Опыт использования ЦОР на уроках в начальной школе»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Фортепиано, синтезатор, ноты, диски, флеш-накопитель, учебники, тетради, рабочие тетради, экран,
проектор,ноутбук, колонки, микшер, микрофоны, детские музыкальные инструменты.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Фортепиано, проектор, микшер, колонки, микрофон, ноутбук, экран.