Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5 имени Ю. А. Гагарина Центрального района Волгограда» Введено в действие приказом МОУ Лицей № 5имени Ю.А.Гагарина от 06.11.2019 № 344 Директор МОУ Лицей №5 имени Ю.А.Гагарина ________________ Л.А.Тропкина «____» __________ _________ г. Утверждено на педагогическом Совете МОУ Лицей № 5имени Ю.А.Гагарина Протокол от _____№ _________ Председатель педагогического совета _____________________ Л.А.Тропкина «____» __________ _________ г. Подписано цифровой Тропкина подписью: Тропкина Лариса Александровна Лариса Дата: 2024.09.07 17:13:06 Александровна +03'00' ПОЛОЖЕНИЕ об «Организации наставничества в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда» 1.Общие положения 1.1. Положение об организации наставничества в образовательном учреждении Волгоградской области (далее Положение) определяет цель, задачи, и особенность деятельности педагогов-наставников. 1.2. Правовой основой наставничества являются: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в РФ», приказы и распоряжения Министерства образования и науки Российской Федерации, нормативно-правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, региональный проект «Учитель будущего», Положение о региональном педагогическом клубе «Наставник», настоящее Положение. 1.3. Наставничество – форма работы с молодыми и начинающими педагогами, имеющими трудовой стаж до 3 лет в возрасте до 35 лет. Наставник – опытный педагог, обладающий высокими профессиональными качествами и знаниями в области методики преподавания и воспитания со стажем работы не менее 5 лет. 1.4. Положение распространяется на педагогов-наставников, входящих в региональный педагогический клуб «Наставник», а также педагогов, являющихся победителями и лауреатами конкурсов профессионального мастерства разных лет, победителями конкурсного отбора на получение денежного поощрения лучшим 1 учителям образовательных организаций Волгоградской области (получателей Грантов Президента, Губернатора), педагогов, демонстрирующих успешные педагогические практики. 1.5. Наставничество предусматривает систематическую работу по актуализации профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций молодых педагогов, по их подготовке к использованию новых форм, методов и средств обучения и воспитания, в том числе разработанных и внедряемых в рамках национального проекта «Образование». 1.6. Наставничество обеспечивает возможность для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах профессиональном становлении, а также формирования качественного кадрового состава в образовательных учреждениях Волгоградской области, для формирования целостной эффективной системы методического сопровождения молодого педагога, основанной на достижениях науки, построении новой практики, накоплении результативности опыта, а также взаимосвязи всех мер, мастерства молодого учителя. 2. Цели и задачи наставничества: - совершенствование педагогического опыта молодых учителей в рамках регионального проекта «Учитель будущего» по системе наставничества; - поиск новых форм и методов работы с молодыми педагогами; - закрепление молодых педагогов в образовательном учреждении с целью решить проблему кадрового обеспечения; - ускорение процесса профессионального становления и творческого самоопределения учителя; - профессиональная адаптация педагогических работников; - создание условий для максимального раскрытия индивидуальных возможностей молодого учителя; - усвоение лучшего опыта и традиций коллектива образовательного учреждения и региона в целом; - обеспечение баланса состава педагогических коллективов и преемственность традиций российской школы. 3. Организационные основы наставничества 3.1. Наставничество организуется на основании Положения/приказа директора школы. 3.2. Наставник рекомендуется для совместной работы с молодыми специалистами в возрасте до 35 лет в первые три года работы. 3.3. Наставничество устанавливается за: - выпускниками, закончившими высшие и средние профессиональные образовательные учреждения, принятым в образовательное учреждение; 2 - выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений, завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях; - учителями, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками; - учителями, со стажем до 3 лет, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения уроков в определенном классе (по определенной тематике). 3.4. Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение профессиональных целей и задач молодым учителем в период наставничества. 4. Направление деятельности наставника 4.1.Направления деятельности: - организовывать и проводить мероприятия, направленные на адаптацию, обеспечение профессионального развития молодых учителей в рамках муниципальной сети по методическому сопровождению молодых педагогов; разрабатывать совместно с молодым специалистом адаптивную программу работы по муниципальному учреждению; - знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности; - изучать результаты работы педагогов и разрабатывать рекомендации по совершенствованию качества образовательной деятельности молодых специалистов; - оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; - участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении; - подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет по итогам наставничества; - разрабатывать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут с педагогами, имеющими профессиональные дефициты. 4.2. Наставник имеет право: - участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста; - вносить, совместно с молодым специалистом, изменения в адаптивную программу; - рассматривать на заседании Совета результативность совместной работы. 3 5. Направление деятельности молодого специалиста Молодой специалист может: - выполнять адаптивную программу в установленные сроки; - постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности; - использовать новые формы, методы и средства обучения и воспитания, в том числе разработанных и внедряемых в рамках национального проекта «Образование»; - совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень; - периодически отчитываться о своей работе перед наставником. 6. Документы, регламентирующие наставничество К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: - настоящее Положение; - приказ директора образовательного учреждения об организации наставничества; - Положение о региональном педагогическом клубе «Наставник»; - региональный проект «Учитель будущего». 4