Приложение к ООП, (приказ директора МОУ Лицея № 5 имени Ю.А. Гагарина № 275 от 30.08.2024) ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО 5 КЛАССЫ 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности 5 классов МОУ Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина на 2024–2025 учебный год В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОСООО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. В лицее осуществляется образовательная деятельность в соответствии с образовательными программами образования. Основными задачами этого этапа являются: - раннее выявление задатков, склонностей, индивидуальных особенностей обучающихся на основе включения детей в многообразные виды урочной и внеурочной деятельности, целенаправленной глубокой психологической диагностики; - формирование у учащихся необходимых умений и навыков учебной деятельности, положительной мотивации к обучению; - выстраивание иерархии ценностей средствами урочной и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач: - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; - оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. В лицее реализуется модель плана внеурочной деятельности: преобладание учебно–познавательной деятельности. Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется последующим направлениям развития личности: Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1.Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности 2.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся 3.Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Вариативная часть для обучающихся 4.Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся 5.Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. 6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. Содержание программ внеурочной деятельности, формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Различные формы этих занятий: проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно–полезная практика, соревнования и другие. Данные занятия проводятся по выбору обучающихся и их родителей в результате изучения образовательных потребностей. Все программы внеурочной деятельности реализуются педагогами лицея. Место проведения всех занятий– лицей. Часть, рекомендуемая для всех обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями обновлѐнных ФГОС ООО включает три первых направления. 1. Информационно- просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном») реализуются через классные часы «Разговоры о важном». Главной целью таких классных часов является развитие ценностного отношения школьников к своей родине России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Классные часы направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы классных часов будут связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранениемприродыи,ориентациейвмировойхудожественнойкультуреиповседневнойкультуреповедения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами. 2. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся реализуются через клуб "Мои финансы" и кружок "Олимпиадная математика" Занятия клуба «Мои финансы» в средней школе направлено на достижение следующих целей: - развитие экономического образа мышления; - воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, функциональной финансовой грамотности. Кружок как мини-исследование «Олимпиадная математика» Цель программы: углубить знания учащихся в области математики, пробудить интерес к олимпиадным заданиям по математике в начальной школе. В лицее, где математика изучается на углубленном уровне начиная со средней школы, данные занятия востребованы среди учащихся и родителей. 3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся-«Я в мире профессий», Цель курса «Я в мире профессий»:актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессий. Вариативная часть для обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями обновлѐнных ФГОСООО включает остальные направления. 4. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся реализуется через экскурсионный клуб «Культ-выход» и кружок «Робототехника». Клуб экскурсий "Культ -выход" рассчитан на развитие эстетического вкуса у учащихся, уважения к искусству. Данная программа открывает большие возможности для духовного, эстетического и художественного воспитания детей. Занятия по данной программе органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Программа подчеркивает важность увлеченности лицеистов искусством для формирования у них познавательного интереса. Актуальность кружка "Робототехника" заключается в том, что в настоящий момент в России развиваются нанотехнологии, электроника, механика и программирование. Т. е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Успехи страны в XXI веке будут определять не природные ресурсы, а уровень интеллектуального потенциала, который определяется уровнем самых передовых на сегодняшний день технологий. Уникальность образовательной робототехники заключается в возможности объединить конструирование и программирование в одном курсе, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук с развитием инженерного мышления, через техническое творчество. Техническое творчество — мощный инструмент синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления. Таким образом, инженерное творчество и лабораторные исследования — многогранная деятельность, которая должна стать составной частью повседневной жизни каждого обучающегося. 5. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов - кружок «Моя малая Родина» и кружка "Спорт для всех". Кружок «Моя малая Родина» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирование у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение. Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности. Исторические, географические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Волгоградской области, прежде всего, через уважение к народам, культуре, которые сформировались на его территории. Программа кружка "Спорт для всех" внеурочной деятельности по общей физической подготовке «Спорт для всех» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и является неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы. 6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. детская общественная организация "Орден лицеистов" (детский орган самоуправления) и сетевая внеурочная деятельность образовательных учреждений Центрального района Волгограда по программе лицея "Мы- наследники великой Победы!" ДОО "Орден лицеистов" является одной из составляющих ступеней детского органа самоуправления: 1-4 классы "Орлята учатся летать" 5-6 классы "Орден лицеистов" 7-8 классы "Школа Актива" 9-11 классы "Совет Старшеклассников" Программа данной организации ориентирует свою работу в соответствии с календарем лицейских мероприятий в рамках воспитательной и образовательной деятельности лицея. Данная программа способствует гармоничному развитию личности ребенка, проявлению самостоятельности и чувства ответственности и демонстрирует роль человека в коллективе. Программа "Мы - наследники великой Победы!" рассчитана на учащихся 5-х классов и способствует знакомству учащихся 5-х классов школ Центрального района с музеем Лицея №5 имени Ю.А.Гагарина и артефактами лицея. Кроме того, данная программа позволяет лицеистам познакомиться с учебным процессом школ Центрального района. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по обновленному ФГОС ООО) 5 классов 2023- 2024 учебный год Направление внеурочной деятельности 1. Информационно - просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности 2.Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся 3. Занятия, направленные на Название (учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и др.) «Разговор о важном» Форма организации Количество часов Всего Классный час 1 1 "Мои финансы" Клуб 1 1 "Олимпиадная математика" Кружок 1 1 «Я в мире профессий» Клуб 1 1 удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся 4. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся "Культ-выход" Экскурсионный клуб 1 1 "Робототехника" Кружок 1 1 5 Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитииспособностей и талантов "Моя малая Родина!" Кружок 1 1 "Спорт для всех" Клуб 1 1 Сетевая внеурочная деятельность образовательных учреждений Центрального района Волгограда "Мы - наследники великой Победы!" общественно полезные практики 1 1 6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Итого Детское общественной объединение "Орден лицеистов" общественно полезные практики 1 1 Мероприятия в рамках плана воспитательной работы (подготовка и проведение спортивных, творческих и интеллектуальных мероприятий) 10 Подписано Тропкина цифровой Лариса подписью: Александровн Тропкина Лариса а Александровна