Приложение к ООП, НОО (приказ директора МОУ Лицея № 5 имени Ю.А. Гагарина № 275 от 30.08.2024) Тропкина Лариса Александровна Подписано цифровой подписью: Тропкина Лариса Александровна ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной образовательной программы начального общего образования в условиях реализации ФГОС НОО (в соответствии с ФОП) на 2024-2025 учебный год 1. Пояснительная записка 1.1. Внеурочная деятельность является обязательным компонентом основной образовательной программы образовательной организации. Внеурочная деятельность МОУ «Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда» организуется в соответствии со следующими нормативными документами и методическими рекомендациями: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 07.04.2023 № 244 "О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2022 г. № 1053" Письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 "О направлении информации" (Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ) Информационно-методическое письмо Министерства просвещения РФ № 03-871 от 17.06.2022 г. об организации внеурочной деятельности «Разговор о важном» Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-1290/03 от 05.07.2022 г. «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС начального и основного общего образования» Внесение изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников"(зарегистрирован 01.11.2022 № 70799) Приказом Минпросвещения РФ от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении ФОП НОО» Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021г. № 115; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286; Письмо Министерства просвещения РФ № ТВ-2859/03 от 21.12.2022 г. «Об отмене методических рекомендаций о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных учреждений» Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 03.08.2018 N 317-ФЗ (последняя редакция) Закона Российской Федерации от 25.10.1991 г.№1807-1 «О языках народов Российской Федерации»; Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, (далее - СанПиН 2.4.2.3648-20); Устав МОУ «Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина» Положение «Об организации внеурочной деятельности обучающихся в МОУ Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина» Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. При организации внеурочной деятельности реализуется модель плана с преобладанием учебно- познавательной деятельности. Цель организации внеурочной деятельности на уровне начального общего образования - создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время. План внеурочной деятельности сформирован образовательной организацией с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. 1.2. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие: - поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; - формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: - умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; - поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; - формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования: Планируемые результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП НОО в МОУ «Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина» соответствуют современным целям начального общего образования, представленным во ФГОС НОО как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося. Личностные результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП НОО в МОУ «Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина» достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. 1.3. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности реализуются через учебно-познавательную деятельность, в которой наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию функциональной грамотности: - занятия по углубленному изучению отдельных учебных предметов; - занятия по формированию функциональной грамотности; - занятия по проектно-исследовательской деятельности; - профориентационные занятия. 1.4. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения образовательная организация учитывала: особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. организации, обладающие необходимыми ресурсами. 1.5. При выборе направления внеурочной деятельности и их содержательное наполнение Образовательная организация ориентировалась, прежде всего, на свои особенности функционирования, психолого-педагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации активное участие принимают родители, как законные участники образовательных отношений. 1.6. План внеурочной деятельности определяет формы организации и объём внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы НОО с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей), возможностей школы. Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю (до 1320 часов на уровне НОО за 4 года обучения). Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет не менее 30 минут. 1.7. Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». 1.7.1. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. 1.7.2. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. 2. Направления и цели внеурочной деятельности 2.1. Предусмотренные на внеурочную деятельность часы распределены следующим образом: Инвариантная часть: 1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок); 1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); 1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства). Вариативная часть: На занятия, связанных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно- исследовательской деятельности, исторического просвещения); На занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»). С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности использованы через реализацию плана внеурочной деятельности с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы. Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1 классе на 33 учебные недели, во 2 – 3 классах – на 34 учебные недели. 2.2. Направления внеурочной деятельности 2.2.1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. 2.2.2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. 2.2.3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. 2.2.4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется, как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. 2.2.5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. 2.2.6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу ииспособности к самообразованию. 2.2.7. «Учение с увлечением!» - включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. 3. Формы организации внеурочной деятельности 3.1. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: -целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; -преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); -учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то или иное направление внеучебной деятельности; -использование форм организации, предполагающих использование средств ИКТ. 3.2. Формы организации внеурочной деятельности педагоги школы определяют самостоятельно (п. 27.8 ФОП НОО). Формы ВД отличаются от урочных и предусматривают активность и самостоятельность учащихся, сочетая индивидуальную и групповую работу, проектную и исследовательскую деятельность. 3.3. Формами организации внеурочной деятельности (п.27.9 ФОП НОО) могут быть следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и другие. 3.4. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это может быть, например, спортивный комплекс, музей, театр и др. При организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации в этой работе могут принимать участие все педагогические работники данной организации (учителя начальной школы, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителядефектологи, библиотекарь и др.). 3.5. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. 3.6. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, основной учитель, ведущий класс начальной школы, завуч начальных классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. 4. Принципы организации внеурочной деятельности. 4.1. Организуя внеурочную деятельность школьников, педагогу рекомендуется придерживаться следующих принципов: интерес; сотрудничество; доверие. неназидательность. 4.2. Часы внеурочной деятельности выделяются: - на занятия школьников в социально ориентированных объединениях: экологических, волонтерских, трудовых и т.п.; - на занятия школьников с педагогами, сопровождающими деятельность детских общественных объединений и органов ученического самоуправления; - на занятия школьников с педагогами, сопровождающими их проектно-исследовательскую деятельность; - на занятия школьников в рамках циклов специально организованных внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным проблемам современного мира; - на профориентационные занятия школьников; - на занятия школьников в творческих объединениях: музыкальных, хоровых, театральных, художественных, журналистских и т.п.; - на занятия школьников по углубленному изучению отдельных учебных предметов; - занятия школьников по формированию их функциональной грамотности; - на дополнительные занятия школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы; - на дополнительные занятия школьников, испытывающих трудности в освоении языка преподавания; - на специальные занятия школьников, испытывающих затруднения в социальной коммуникации, как в среде сверстников, так и в обществе в целом; - на специальные занятия школьников с ограниченными возможностями здоровья; - на занятия школьников в спортивных и туристских секциях и клубах, организацию турниров, соревнований, походов, экскурсий, слетов, оздоровительных мероприятий и т.п. 5. Основные направления внеурочной деятельности 5.1. Внеурочные занятия патриотической нравственной и экологической направленности: 5.1.1. «Разговоры о важном» Цель: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Форма организации: курс 5.1.2. «Тропинка в профессию» Цель: удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Форма организации: классный час 5.2. Спортивно-оздоровительная деятельность 5.2.1. «Футбол для всех», «Спортивные игры» Цель: укрепление здоровья школьников, формирование двигательной активности, развитие физических качеств, культуры общения со сверстниками. Форма организации: кружки 5.3. Проектно-исследовательская деятельность 5.3.1. «Математика вокруг нас». Цель программы: овладения младшими школьниками основами исследовательской деятельности с использованием информационных технологий. Форма организации: кружок 5.4. Коммуникативная деятельность (формирование функциональной грамотности) 5.4.1. «Азбука денег». Цель: формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе, совершенствование читательской, естественно-научной ,математической и финансовой грамотности. Форма организации: кружок 5.5. Художественно-эстетическая творческая деятельность 5.5.1. «Лицейский хор», «Лицейский вальс» Цель: расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о музыкальном творчестве, произведениях народной и авторской музыки, развитие воображения, способности передавать свои впечатления от прослушивания музыки разных форм и жанровых особенностей, формировать эстетические вкусы и идеалы. Форма организации: кружок 5.6. Информационная культура 5.6.1. «Основы работы на компьютере» Цель программы формирование у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие мышления и мотивации ребенка к познанию и творчеству. Форма организации: кружок/ практикум 5.7. Интеллектуальные марафоны Научно-познавательный клуб «Умники и умницы» Цель курса: включение обучающихся в коллективную творческую деятельность, выявление и развитие способностей личности, эффективная реализация ее творческого и интеллектуального потенциала. Форма организации: интеллектуальный турнир 5.8. «Учение с увлечением!» 5.8.1 «Культ -выход» Цель курса: включение обучающихся в коллективную творческую деятельность, выявление и развитие способностей личности, эффективная реализация ее творческого и интеллектуального потенциала. Форма организации: экскурсии, лекции, посещение культурных мест города При организации внеурочной деятельности школа может использовать как собственные ресурсы, так и возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности независимо от продолжительности учебной недели может быть не более 10 часов на одного обучающегося. Учебный план определяет количество учебных занятий за 4 года на одного учащегося– не более 1320 часов (не более 34 часов в неделю) Программы, предлагаемые к реализации в 2024-2025 учебном году в классах возрастной нормы Направление деятельности внеурочной Программа Форма организации внеурочной деятельности Классы/часы 1 2 3 4 Курс 1 1 1 1 1 1 1 1 Кружок Кружок 1 1 1 1 1 1 1 1 Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической тематики «Разговоры о важном» Удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся «Тропинка в профессию» Классный час Спортивно-оздоровительная деятельность «Футбол для всех» «Спортивные игры» Проектно-исследовательская деятельность «Математика вокруг нас» Кружок 1 1 1 1 Коммуникативная деятельность «Студия художественного Кружок слова» 1 1 1 1 ху жл «Лицейский хор» «Лицейский вальс» 1 1 1 - 1 1 1 1 1 Художественно-эстетическая творческая деятельность Кружок Кружок - Информационная культура «Основы работы на компьютере» Кружок 1 Интеллектуальные марафоны Научно-познавательный Курс клуб «Умники и умницы» «Играя, учимся!» Кружок 1 «Учение с увлечением» Недельный объем внеурочной деятельности 1 1 - 1 1 1 9 10 10 10 Программы, предлагаемые к реализации в 2024-2025 учебном году в классах с ОВЗ Курсы внеурочной деятельности 1 2 4А 3 Обязательные занятия по программе коррекционной работы Психологическая коррекция 2 2 2 2 Логопедическая коррекция 2 2 2 2 Педагогическая коррекция 2 2 2 2 Коррекционноразвивающие занятия и другие направления внеурочной деятельности «Разговоры о важном» 1 1 1 1 «Основы грамотности» 1 1 1 1 «Тропинка в профессию» 1 1 1 1 «Спортивные игры» 1 1 1 1 10 10 10 10 Всего функциональной Планируемые результаты внеурочной деятельности Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса и должна найти свое отражение в основной образовательной программе. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: - формирование основ гражданской идентичности личности - формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: – доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: – принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им; - развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, -развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: – формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. Метапредметные результаты включают: освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов, модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); 6. способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. В качестве основных результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности младших школьников рассматриваются такие метапредметные результаты, как сформированные умения: наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, определять понятия, устанавливать причинноследственные связи и работать с источниками информации. Они обеспечивают получение необходимой знаниевой и процессуальной основы для проведения исследований и реализации проектов при изучении учебных предметов. В качестве результата следует также включить: • готовность слушать и слышать собеседника; • умение в корректной форме формулировать и оценивать познавательные вопросы; • проявлять самостоятельность в обучении, инициативу в использовании своих мыслительных способностей; • критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и твердо защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия Овладение универсальными учебными познавательными действиями предполагает умение использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работать с информацией. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями включает умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта ФГОС НОО определяет предметные результаты освоения программ основного общего образования с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования, специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения успешного продвижения обучающихся на следующем уровне образования. Предметные результаты включают: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. Включение задачи формирования ИКТ-компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет организации, осуществляющей образовательную деятельность и учителю формировать умение работать с информацией и использовать инструменты ИКТ . 7. Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. ● Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников ● Личность самого обучающегося ● Детский коллектив ● Анкетирование родителей и законных представителей ( по организации и внеурочной деятельности детей) Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности: ● Листы наблюдений ● Контрольные вопросы ● Анкеты ● Тесты ● Защита проектов ● Результативность участия в конкурсах различной направленности и уровней.