Приложение к ООП, (приказ директора МОУ Лицея № 5 имени Ю.А. Гагарина № 275 от 30.08.2024) Подписано цифровой Тропкина подписью: Тропкина Лариса Лариса Александровна Александровна ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной образовательной программы основного общего образования в условиях реализации ФГОС ООО (в соответствии с ФОП) на 2024-2025 учебный год Пояснительная записка Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность обучающихся 5-9 классов МОУ Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также осуществляется в соответствии с рабочей программой воспитания, реализуемая в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с семьей и другими институтами воспитания. Внеурочная деятельность является обязательным компонентом основной образовательной программы образовательной организации и организуется в соответствии со следующими нормативными документами и методическими рекомендациями: Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция Российской Федерации; Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2021 г. № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287»; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413) (с последующими изменениями и дополнениями); Федеральный учебный план Федеральной образовательной программы основного общего образования (утв. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11. 2022 № 993 «Об утверждении федеральной 1. образовательной программы основного общего образования»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 и приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 февраля 2022 года № 69 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года № 115»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20), зарегистрированы в Минюсте России 18 декабря 2020г., регистрационный номер 61573); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2021г., регистрационный № 62296); Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (2009г). - М.: Просвещение, 2010; Устав МОУ Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина Положение «Об организации внеурочной деятельности обучающихся в МОУ Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина 2. Реализация плана в соответствии с требованиями ФГОС (общие характеристики) Назначение плана внеурочной деятельности — психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. План внеурочной деятельности формируется с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. При организации внеурочной деятельности реализуется модель плана с преобладанием учебно- познавательной деятельности, наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности. Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций в ОО. 2.1. Цель организации внеурочной деятельности на уровне основного общего образования направлена на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от форм, используемых преимущественно на урочных занятиях. 2.2. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются следующие: обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми учащимися, в том числе детьми-инвалидами; установление требований к воспитанию и социализации учащихся на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений; взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей учащихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования; организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация учащихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности. Внеурочная деятельность обучающихся осуществляется в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, рабочей программой воспитания. 3. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и включает в себя, в соответствии с ФГОС и основной образовательной программой основного общего образования 5-9 классов в 2024-2025 уч.г.: внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы). На внеурочную деятельность по учебным предметам (включая занятия физической культурой и углубленное изучение предметов) отводится еженедельно - от 2 до 4 часов; внеурочную деятельность по формированию функциональной (читательской, математической, естественно-научной, грамотности финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности). На внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности отводится от 1 до 2 часов; внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтёрство, включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков. На внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся еженедельно от 1 до 2 часов; внеурочную деятельность на практическую подготовку, на использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении; внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко- культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Подготовка и проведение знаковых мероприятий: лыжный переход, мероприятия к праздничным датам, Дням воинской памяти. внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.; На деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия целесообразно еженедельно предусмотреть от 2 до 4 часов, при этом при подготовке и проведении коллективных дел масштаба ученического коллектива или общешкольных мероприятий за 1 - 2 недели может быть использовано до 20 часов (бюджет времени, отведенного на реализацию плана внеурочной деятельности); внеурочную деятельность, направленную на организационное (организационные собрания, обеспечение учебной деятельности взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.). На организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся и обеспечение их благополучия еженедельно - от 2 до 3 часов. внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся) - 1 час. В зависимости от задач на каждом этапе реализации основной образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. Выделение часов на внеурочную деятельность может различаться в связи необходимостью преодоления противоречий и разрешения проблем, возникающих в том или ином ученическом коллективе. Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю. План внеурочной деятельности обеспечивает реализацию всех направлений развития личности и предоставляет возможность выбора занятий внеурочной деятельности каждому обучающемуся в объеме до 10 часов в неделю с учетом особенностей ВД в рамках возможностей ОУ и в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Всего количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего образования не более 1750 часов, в год - не более 350 часов. При проведении занятий внеурочной деятельности классы могут делиться на группы. Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 8 человек. Продолжительность занятий внеурочной деятельности в 5-9 классах составляет 45 минут. 4. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся; сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. Согласно реализуемых в ОУ программ внеурочной деятельности осуществляются такие формы организации занятий как: практикум клубы по интересам экскурсии предметные кружки научные сообщества студии заочные путешествия образовательные путешествия исследования мини-проекты и проекты круглые столы конференции презентации, выставки творческих работ соревнования, конкурсы и олимпиады общественно-полезные практики деловые игры, тренинги и пр. Финансовое обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках финансирования основных общеобразовательных программ за счет средств на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг в рамках нормативов расходов на реализацию основных общеобразовательных программ, определяемых субъектом РФ (в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации по уточнению понятия и содержания ВД в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности № 09-1672 от 18.08.2017). 5. 6. Внеурочную деятельность осуществляют педагогические работники общеобразовательных организаций, соответствующие общим требованиям, предъявляемым к данной категории работников. В организации внеурочной деятельности могут принимать участие участники образовательных отношений соответствующей квалификации: заместители директора, педагоги дополнительного образования; учителяпредметники; классные руководители; воспитатели; педагоги-организаторы, психологи, логопеды, советники по воспитанию, педагоги-библиотекари и т.д. Реализация плана образовательного учреждения План внеурочной деятельность основного общего образования обеспечивает соблюдение преемственности программ по содержанию и уровню результатов с планом ВД НОО. Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона. 7.1. Инвариантная часть 7.1.1. Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической тематики Внеурочные занятия «Разговоры о важном» - 1 час. 7. Внеурочные занятия "Разговоры о важном" направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия "Разговоры о важном» направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основной формат внеурочных занятий "Разговоры о важном" - разговор и (или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением ж собственным поступкам. Внеурочные занятия «Семьеведение»-1 час Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическимзанятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое,моделирование. Занятия проводятся в следующих формах: изучение и обобщение материала, анкетирование, интервьюирование, а также комбинированное занятие с элементами практической работы, исследование, поиск, беседы, методы театрализации, игрового моделирования, опросы. Изучаются методы самодиагностики, обработки полученных данных. В личностно-психологическом плане занятия направлены на совершенствование общения, регуляцию настроения, и т.д. 7.1.2. Внеурочные занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся: Профориентационный минимум – 1 час отводится для обучающихся 5 9 классов образовательных организаций. Все виды активности в рамках Профориентационного минимума (видеоконтент, статьи, тематические онлайн-уроки, методы диагностики, мероприятия) разрабатываются с учетом всех особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося. 7.1.3. Внеурочная деятельность по формированию функциональной (читательской, математической, естественно-научной, грамотности финансовой) обучающихся: Формирование функциональной грамотности – 1 час (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности). 7.2. Вариативная часть План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования МОУ Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина в сфере внеурочной деятельности и может включать в себя 7 составных частей. 7.2.1. Внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей) ● «Олимпиадная математика» в 5-9 классах для более углубленного изучения предмета «математика». ● Кружки дополнительного образования «Основы 3D - моделирования», «Основы робототехники и програмирования», курс внеурочной деятельности «Прикладная информатика» направлены на углубленное изучение информатики и программирования. 7.2.2. Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации дополнительного образования, реализуются обучающихся: Кружки на ступени общего образования для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих физическому и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. «Начальная военная подготовка» - реализуется для обучающихся 5-9 классов, воспитывает у подростков уважение и любовь к Родине, её героическому прошлому, к традициям Вооружённых Сил, способствует формированию знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки будущих защитников Отечества. 7.2.3. Внеурочную деятельность, на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне школы мероприятия к памятным датам, дням воинской славы, школьным традициям): концерты, акции, марафоны, квесты, соревнования, киноуроки, квизы согласно календарному плану воспитательной работы на 2024-2025 учебный год. «Театр в школе» - кружок, реализуемый в 5-8 классах с целью является воспитание эстетически развитой личности, средствами музыки и театрализованной деятельности. Курсы внеурочной деятельности «В мире прекрасного» ,«Экологичный образ жизни», «Я и мое Отечество» , «Полезные привычки», «Мы и наш мир» Основными задачами которых являются: - формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; - формирование общечеловеческих ценностей в контексте формирования у обучающихся гражданской идентичности; -воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России; - приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы; - сохранение базовых национальных ценностей российского общества; - последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности. 7.2.4. Внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.; Работа кружков: совет старшеклассников, отряд ЮИД , клуб «Первых» РДДМ «Движение первых». Цель развитие самостоятельности и лидерских качеств обучающихся, привитие навыков самостоятельного решения различных вопросов. 7.2.5. Внеурочная деятельность, направленная на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы «Служба медиации». Целью деятельности службы является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. «Умей вести за собой» Целью курса является формирование социально компетентного поведения у детей и подростков, которое обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и проблемным ситуациям. Внеурочная деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа педагога-психолога); 7.2.6. Внеурочную деятельность, направленную на организационное (организационные собрания, обеспечение учебной деятельности взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие); «Организация родительских лекториев» 4 часа в год, Организация самоуправления в классном коллективе- 1-2 час в месяц. Организация волонтерского движения в классе 1 час в месяц Организация и содействие с социальными партнерами школы Все направления внеурочной деятельности представлены в рабочей программе воспитания и реализуются через формирование уклада школьной жизни, вовлечение учащихся в сферу общественной самоорганизации, систему воспитательных мероприятий. По итогам работы по направлениям проводятся представления портфолио, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки, защита проектов и их демонстрация, научно-практические конференции, показательные выступления, экскурсии и другие формы учета результатов внеурочной деятельности. 7.2.7. Внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся Реализуется в 5-9 классах путем обьединений небольших групп с целью создания условий для формирования у обучающихся умений организации оптимального общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, предупреждения асоциального поведения, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, формирование психологической культуры молодежи, развитие их социальной компетентности и активности. 8. План внеурочной деятельности ООО по ФОП на 2024/25 учебный год Направление внеурочной деятельности Программа Форма Классы/часы организаци Внеурочные занятия экологической тематики патриотической, нравственной 5 6 7 8 9 беседа с 1 1 1 1 1 Курс 1 1 1 1 1 «Олимпиадная математика» Курс 1 1 - - 1 и «Разговоры о важном» Семьеведение Внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы и внеурочной деятельности Разговор или обучающимися 1 1 Внеурочная деятельность по формированию функциональной Основы финансовой грамотности (читательской, математической, естественно-научной, грамотности финансовой) Курс 1 1 1 Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, Россия- мои горизонты удовлетворению образовательных потребностей и интересов, (Билет в будущее) самореализации обучающихся, в том числе одаренных «Я в мире профессий» Внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса «Культ-выход» воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия «Творческая мастерская» Курс - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 - Внеурочная деятельность по организации деятельности «Орден Лицеистов» ученических сообществ (подростковых коллективов) «Школа Актива» Кружок Образовательные путешествия Кружок Объединение 1 1 0,5 Внеурочная деятельность, направленная на обеспечение учебной деятельности организационное Еженедельная организационная линейка 0,5 0,5 0,5 Объединение «Совет Старшеклассников» Объединение Движения первых - 0,5 Объединение 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Общешкольное собрание 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Внеурочная деятельность, направленная на организацию обучающихся педагогической Внеурочная деятельность, направленная на обеспечение благополучия пространстве общеобразовательной школы Недельный объем внеурочной деятельности «Азбука общения» Кружок 1 «Служба медиации» Объединение 0,5 «Игровые виды спорта» Кружок 1 1 1 1 1 поддержки обучающихся 0,5 0,5 0,5 0,5 в 10 1 1 1 10 10 10 1 10 Условия, обеспечивающие реализацию программ внеурочной деятельности. Организационное обеспечение реализации программ (формы учета, расписание занятий, условия формирования групп и т.п.) Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией. Контроль за реализацией внеурочной деятельности осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе в соответствии с приказом по школе. Расписание занятий внеурочной деятельности отличное от урочного в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28.09.2020 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Формирование групп происходит с учетом с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона. Наполняемость групп на занятиях ВД от 8 человек. Социальнопедагогическое обеспечение реализации программ (использование ресурсов и возможностей ОО и вне ОО). При реализации программ ВД используются возможности ОО, ДОУ социальных партнеров, учреждений культуры и спорта города. Материально-техническое обеспечение реализации программ (в рамках возможностей ОО). Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования ОО обеспечено материально- техническими ресурсами. В ОО созданы необходимые условия: школа располагает спортивным залом, актовым залом, многофункциональным стадионом; музеем, библиотекой. Имеется музыкальная и видеотехника, мультимедийное оборудование. 9. Планируемые результаты внеурочной деятельности Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы. Модель организации внеурочной деятельности описывает инструменты достижения этих результатов. Планируемые результаты освоения программ внеурочной деятельности соответствуют современным целям основного общего образования, представленным во ФГОС ООО как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося. Требования к личностным результатам освоения обучающимися программ внеурочной деятельности ООО включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Личностные результаты достигаются в единстве учебной, внеурочной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно- нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения программ внеурочной деятельности отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознание ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Метапредметные результаты включают: освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов внеурочной деятельности, модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать: познавательными универсальными учебными действиями; коммуникативными универсальными учебными действиями; регулятивными универсальными учебными действиями. Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает умение использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работать с информацией. Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями включает умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта. Предметные результаты включают: освоение обучающимися в ходе занятий научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующего курса внеурочной деятельности; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. 10. Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. ● Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников ● Личность самого обучающегося ● Детский коллектив ● Профессиональная позиция педагога ● Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности: ● Листы наблюдений ● Контрольные вопросы ● Анкеты ● Тесты ● Защита проектов ● Результативность участия в конкурсах различной направленности и уровней. ● Активность участия во внеклассных мероприятиях