Приложение к ООП, (приказ директора МОУ Лицея № 5 имени Ю.А. Гагарина № 275 от 30.08.2024) Тропкина Лариса Александровна Подписано цифровой подписью: Тропкина Лариса Александровна Программа воспитания муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда» Пояснительная записка. Федеральная рабочая программа воспитания для образовательных организаций (далее – Программа воспитания) служит основой для разработки рабочей программы воспитания ООП ОО. Программа воспитания основывается на единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования, соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального образования. Программа воспитания: предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности в образовательной организации; разрабатывается и утверждается с участием коллегиальных органов управления МОУ Лицея № 5 имени Ю.А.Гагарина, в том числе советов обучающихся, советов родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; предусматривает историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся. Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. При разработке рабочей программы воспитания её содержание, за исключением целевого раздела, изменяется в соответствии с особенностями МОУ Лицея № 5 имени Ю.А.Гагарина: организационно-правовой формой, контингентом обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе предусматривающей углублённое изучение отдельных учебных предметов, учитывающей этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся. 1. Целевой раздел. 1.1 Содержание воспитания обучающихся определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России. 1.2 Воспитательная деятельность планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. 1.3 Цель и задачи воспитания обучающихся. Цель воспитания обучающихся в МОУ Лицее № 5 имени Ю.А. Гагарина: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе традиционных российских ценностей (жизни, достоинства, прав и свобод человека, патриотизма, гражданственности, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, высоких нравственных идеалов, крепкой семьи, созидательного труда, приоритета духовного над материальным, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения, исторической памяти и преемственности поколений, единства народов России), а также принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. 1.4 Задачи воспитания обучающихся: усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО. 1.5 Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают: осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Воспитательная деятельность в МОУ Лицее № 5 имени Ю.А.Гагарина планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. 1.6 Направления воспитания. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС СОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: 1.Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. 2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности. 3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. 4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщения к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. 5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях. 6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. 7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды. 8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. 1.7 Целевые ориентиры результатов воспитания. Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО, ООО, СОО установлены ФГОС СОО. На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для выполнения требований ФГОС НОО, ООО, СОО. Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских, конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного пространства. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего образования. Гражданское воспитание: осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе; сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического просвещения, сформированного российского национального исторического сознания; проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и защищать историческую правду; ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан; осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности; обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военнопатриотических и другие объединениях, акциях, программах). Патриотическое воспитание: выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к родной культуре, любовь к своему народу; сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность; проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране – России; проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной идентичности. Духовно-нравственное воспитание: проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, конфессионального самоопределения; действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям; проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан; понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных семейных ценностей, понимания брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности; обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России, демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и мировой духовной культуры. Эстетическое воспитание: выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского и мирового художественного наследия; проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние; проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве; ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта. Физическое воспитание: формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья других людей; соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной среде; выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни; проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их вреда для физического и психического здоровья; демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического, эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием; развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным). Трудовое воспитание: уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения российского народа; проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда; участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства Российской Федерации; выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и трудиться в современном обществе; ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, общества. Экологическое воспитание: демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде; выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе; применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого природопользования в быту, общественном пространстве; имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми. Ценности научного познания: деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учётом своих интересов, способностей, достижений; обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социально-экономическом развитии России; демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной научной информации и критики антинаучных представлений; развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации фактов, осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности. 2. Содержательный раздел. 2.1 Уклад образовательной организации. Процесс воспитания в Лицее № 5 имени Ю.А.Гагарина основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; - ориентир на создание в лицее психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие лицеистов и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в лицее детсковзрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел лицеистов и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности. Лицей № 5 имени Ю.А.Гагарина – это учебное заведение с богатой историей, традициями, передающимися поколениями учителей и учащихся, успешным развитием современных подходов к образованию и воспитанию. 1927 г. В Сталинграде создается школа для беспризорников. Необходимо было собрать бездомных детей, усадить их за парты, вырастить достойных и полезных для страны граждан. 1929 г. Директором школы назначается Иван Павлович Сорокин. Он организовывает Совет учеников школы, добивается высокого уровня дисциплины и ответственности учащихся школы. Школа получает имя КИМ. В 1937 году заканчивается строительство нового здания школы. 1941-1945 г. Война. Выпускники школы отправляются добровольцами на фронт, многие учителя тоже становятся солдатами и офицерами Советской Армии. Учащиеся 10Б класса выпуска 1941 года в полном составе после выпускного вечера уходят защищать Родину, ни один из них не вернулся с войны. В здании школы располагается госпиталь. За год Сталинградской битвы здание школы № 8 было практически разрушено. 1946 г. В послевоенном Сталинграде начинается восстановление здания школы. В 1947 году школа для мальчиков открывается вновь. 2 августа 1948 года мужская средняя школа № 8 становится базовой школой Сталинградского пединститута. 1950 г. Открыт музей школы № 8. 1954 г. Средняя школа № 8 становится школой смешанного обучения. 1961 г. Ученики и учителя школы приняли решение о восстановлении трудовых бригад для помощи колхозникам в выращивании урожая. С этого года ежегодно на летних каникулах старшеклассники выезжают в Суровикинский район, где работают вместе с колхозниками. Началась космическая эра не только для СССР, но и для школы № 8 — школа получает имя Ю.А.Гагарина. Ориентируясь на опыт московских, ленинградских и новосибирских математических школ, директор школы № 8 и педагогический коллектив принимают решение открыть на базе школы первые математические классы в городе. С этого же времени учащиеся школы становятся участниками слётов математических школ страны. Начинает работать кабинетная система, учебный режим становится односменным. 1969 г. Школа получает официальный статус школы с углубленным изучением математики и физики. 1994 г. Школа № 8 становится лицеем № 5. 1997 г. Лицей выигрывает областной конкурс «Лучшее учебное заведение области». 2005-06гг. Лицей получает первый Грант Президента Российской Федерации. 2006-07 гг. Наш лицей - лауреат Всероссийского конкурса «Лучшие школы России - 2006», обладатель «Серебряной таблички». На заключительном этапе конкурса также была награждена первичная профсоюзная организация лицея, выигравшая конкурс профсоюзных организаций. В этом же году лицей получает второй Президентский Грант. 2007 г. Лицей празднует свое восьмидесятилетие. Становится призером Всероссийского конкурса «Мы — патриоты России», победителем I Всероссийского конкурса по учебно-воспитательной работе, лауреатом Всероссийского конкурса ученического самоуправления, музей «История школы № 8 — лицея № 5» занимает I место в городском конкурсе. 2008 г. Третий Грант Президента Российской Федерации, «Лучшая городская школа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» в области, призер областного конкурса за лучшую постановку работы по военно-патриотическому воспитанию, лицей - лауреат конкурса «Лучшие школы России - 2008». 2009 г. Лицей становится дипломантом I степени IV Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений в номинации «Образовательные учреждения», получает Грант Главы Администрации Волгоградской области. 1 сентября лицею возвращается историческое имя Ю.А.Гагарина. 2009 г. - лицей получает четвёртый грант в рамках нацпроекта «Образование» грант губернатора Волгоградской области 2010 г. - учитель математики Мария Павловна Кокорева становится победителем Всероссийского конкурса «Педагогический дебют 2010». 2012 год. Лицей празднует свое 85-летие. 2013 год. Сразу два учителя лицея выигрывают грант Президента РФ (Шилина Марина Евгеньевна и Кочергина Лариса Львовна). Лицей радует город количеством стобальников по ЕГЭ (только по химии - 5). Лицей занимает первое место в рейтинге образовательных учреждений г. Волгограда по итогам 2013-2014 учебного года. 2014 год Лицей входит в Топ-500 лучших школ России (по результатам ЕГЭ и результативному участию в олимпиадах различного уровня); в Топ-200 школ России, обеспечивающих высокие возможности развития талантов учащихся. Два педагога лицея повторно становятся победителями конкурса «Лучшие учителя России» (Тропкина Лариса Александровна, Валлерштейн Галина Георгиевна). 2015 год Лицей во второй раз входит в Топ-500 лучших школ России (по результатам ОГЭ) и результативному участию в олимпиадах различного уровня; входит в ТОП 100 математических школ России. В 2016 году Лицей вошел в состав «500 лучших школ России». Лицей является региональной стажировочной площадкой по управленческому обеспечению применения профессионального стандарта «Педагог». 2015-2016 учебном году 217 учеников стали победителями и призерами конкурсов, олимпиад различного уровня. 47 Лицеистов стали победителями и призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Учащийся 11 класса стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике. В лицее работает творческий, высококвалифицированный педагогический коллектив, среди них 4 кандидата педагогических наук, 2 «Заслуженных учителя России», 19 учителей имеют звание «Почетный работник общего образования», 2 педагога имеют звание «Заслуженный учитель Волгоградской области», 2 педагога награждены знаком города-героя Волгограда «За верность Отечеству». Так же, в лицее работает победитель конкурса профессионального мастерства «Учитель года России 2016», учитель химии Ковалев Евгений Геннадиевич. В педагогическом составе лицея 30% мужчин. Ежегодно лицеисты показывают высокие результаты на Едином Государственном экзамене, в том числе и 100 баллов. 2018г. Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина вошел в Топ-300 школ России по числу выпускников, поступивших в ведущие вузы России, 2019г. Лицей № 5 вошел в Топ-20 школ Южного федерального округа по количеству поступивших в ведущие вузы страны. (рейтинговое агентство RAEX (РАЭКСАналитика)) 2020 г. Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина стал лауреатом-победителем «Всероссийского смотра конкурса образовательных организаций «Гордость отечественного образования» на основе многоцелевого комплексного анализа». 2021 г. Лицей вошел в общенациональный список ТОП-300 лучших учебных заведений России (рейтинг школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие Вузы). 2022 г. Лицей вошел в топ-20 школ ЮФО по количеству поступивших в ведущие ВУЗы России. 2023 г. Лицей вошел в топ-20 школ ЮФО по количеству поступивших в ведущие ВУЗы России. Выпускники лицея становятся известными музыкантами, спортсменами, военными, связывают свою жизнь с политикой, бизнесом, но всегда остаются верными лицею и помогают в организации и проведении мероприятий разного уровня. Среди выпускников есть выдающиеся люди: - Елена Гаджиевна Исинбаева российская прыгунья с шестом. Двукратная олимпийская чемпионка (2004, 2008), бронзовый призёр Олимпийских игр 2012 года. Трёхкратная чемпионка мира на открытом воздухе и 4-кратная чемпионка мира в помещении, чемпионка Европы как на открытом воздухе, так и в помещении. Обладательница 28 мировых рекордов в прыжках с шестом. Заслуженный мастер спорта России. - Элем Германович Климов — советский кинорежиссёр и сценарист. Первый секретарь правления СК СССР. Народный артист Российской Федерации. -Василий Алексеевич Небензя —советский и российский дипломат. Постоянный представитель Российской Федерации при Организации Объединённых Наций и в Совете безопасности ООН с 27 июля 2017 года. - Андрей Валериевич Картаполов - российский военачальник и политический деятель. Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва по обороне с 12 октября 2021 года. Генерал-полковник и многие другие. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - стержнем годового цикла воспитательной работы лицея являются ключевые общелицейские дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - важной чертой каждого ключевого дела и большинства, используемых для воспитания, других совместных дел педагогов и лицеистов является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; - в лицее создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общелицейских дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность; - педагоги лицея ориентированы на формирование коллективов в рамках классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в лицее является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в которых МОУ лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина принимает участие: 1. РДДМ «Движение первых». 2. Школьный театр. 3. Школьный музей. 4. Школьный спортивный клуб. 5. Школьный медиа центр «ДеТВора» Традиции и ритуалы: еженедельная организационная линейка с поднятием Государственного флага РФ; исполнение гимна и вынос флага РФ и школьного знамени на всех значимых общешкольных мероприятиях. Символика МОУ лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина: эмблема лицея Лицейская программа воспитания «Мои университеты-2» является продолжением предыдущей воспитательной программы, и направлена на личностное развитие и социализацию лицеистов, духовно-нравственное развитие, а также на формирование воспитательного пространства, включающего учебную и внеучебную деятельность. В составе «Моих университетов» пять университетов с факультетами, отвечающими за разные направления деятельности. Университет «Patria» Университет Мои «Profi» университеты Университет Университет Университет «Um» «Vita» «Festum» Университет «Um» Направление педагогической деятельности - воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. Ценности: - нравственный выбор - жизнь и смысл жизни - справедливость - милосердие - честь - достоинство - уважение родителей - уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность - забота о старших и младших - свобода совести и вероисповедания - толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека - духовно-нравственное развитие личности Университет «Patria» Направление педагогической деятельности формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического, интернационального духовнонравственного воспитания лицеистов. Ценности: - любовь к России, своему народу, своему краю - гражданское общество - поликультурный мир - свобода личная и национальная - доверие к людям, институтам государства и гражданского общества - социальная солидарность - мир во всём мире - многообразие и уважение культур и народов Университет «Vita» Направление педагогической деятельности - воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Ценности: - жизнь во всех её проявлениях - экологическая безопасность - экологическая грамотность - физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социальнопсихологическое, духовное здоровье - экологическая культура - экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни - ресурсосбережение - экологическая этика - экологическая ответственность - социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды - устойчивое развитие общества в гармонии с природой Университет «Profi» Направление педагогической деятельности - воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. Ценности: - научное знание - стремление к познанию и истине - научная картина мира - нравственный смысл учения и самообразования - интеллектуальное развитие личности - уважение к труду и людям труда - нравственный смысл труда, творчество и созидание - целеустремлённость и настойчивость, - бережливость - выборпрофессии Университет «Festum» Направление педагогической деятельности - Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание Ценности: - красота - гармония - духовный мир человека - самовыражение личности в творчестве и искусстве - эстетическое развитие личности Виды, формы и содержание воспитательной деятельности. Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания. Воспитательная работа МОУ лицей №5 имени Ю.А. Гагарина представлена в рамках основных (инвариантных) модулей: «Основные школьные дела», «Классное руководство», «Урочная деятельность», «Внеурочная деятельность», «Внешкольные мероприятия», «Предметно-пространственная среда», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профилактика и безопасность», «Социальное партнерство», «Профориентация», а также в рамках дополнительных (вариативных) модулей «Школьный музей», «Школьные медиа», «Школьные театры», «Школьный спортивный клуб». Модуль «Урочная деятельность» Реализация педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение лицеистов соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Модуль «Внеурочная деятельность» Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов: Курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности: «Разговоры о важном»; Курсы по профориентационному минимуму (основной уровень) в 6-11 классах; Познавательная деятельность: курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира - «Финансовая грамотность», «история малой Родины», «Робототехника», Художественное творчество: курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для социальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее духовнонравственное развитие: «Школьный театр», «Хоровое искусство», «Изобразительное искусство», «Танец», Медиацентр «ДеТВора»; Краеведческая деятельность: курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся, формирование у них навыков самообслуживающего труда: «Клуб эксскурсоводов», музейная педагогика – работа с материалами школьного музея «История школы»; Спортивно-оздоровительная деятельность: курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых - «Волейбол», «Баскетбол», «Общая физическая подготовка». Трудовая деятельность: проекты, направленные на развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду – акции по благоустройству территории и здания гимназии, работа трудовых бригад летом по озеленению. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Работа с классным коллективом: - инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; - организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивнооздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие, с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. - проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. Классные часы: ● тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные юбилейным датами, Дням воинской славы, событию в классе, в городе, стране), способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину; ● игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; проблемные, направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, лицее, позволяющие решать спорные вопросы; ● организационные, связанные с подготовкой класса к общему делу; ● здоровьесберегающие, позволяющие получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей. - сплочение коллектива класса через: ● игры и тренинги на сплочение и командообразование; ● однодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; ● празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическимимикрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; ● внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. - выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: - изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом; - поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, ВУЗа и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; - индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года вместе анализируют свои успехи и неудачи; - коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с родителями учащихся или их законными представителями (формы): – беседа родителей, педагогов, администрации (при необходимости) с целью оказания помощи родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией Школы и учителями-предметниками; – родительское собрание. Организация родительских собраний (тематических, организационных, аналитических, итоговых, комбинированных, совместно с учителями-предметниками, совместно с детьми), проводимых в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; родительский комитет. – – – – – Создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении школой и решении вопросов воспитания и обучения детей; вебинар. Привлечение родителей (законных представителей) к просмотру вебинароввоспитательной направленности, Всероссийского родительского собрания; регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками; создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. Работа с учителями, преподающими в классе: - регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; - проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; - привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; - привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Модуль «Основные школьные дела» Воспитательное пространство Лицея № 5 имени Ю.А.Гагарина представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами этого пространства - детьми, педагогами, родителями. Значительная часть семей связана с учебным учреждением тесными узами: в нем учились бабушки и дедушки, родители, братья и сестры. Эта особенность играет важную роль в воспитательном процессе, способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей, учащихся и учителей не только в лицее, но в микрорайоне в целом. Задача возрождения национальных традиций, воспитание духовной культуры, привитие любви к своей малой Родине через осознание корней истории своего города – важнейший приоритет воспитательной системы школы. Реализация ежегодных ключевых дел, жизнедеятельность разновозрастных, разнопоколенных сообществ – реальное партнерство субъектов воспитания в рамках деятельности университета «Patria». В связи с этим одним из важнейших направлений воспитательной работы в лицее является создание системы ключевых общешкольных дел, обеспечивающих включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, активность и ответственность за происходящее в лицее и окружающем мире. Механизмами усиления воспитательного потенциала выступают ключевые общешкольные дела на нескольких уровнях. На внелицейском уровне: - социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые лицеистами и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего лицей социума: «Колокольчик мира» - инициированная педагогами и учениками Лицея № 5 имени Ю.А.Гагарина ежегодная Международная акция, проводимая в общественно значимых для горожан местах в Международный день мира. Суть этой акции – организация флешмоба «Звон памяти, радости, мира» 21 сентября в 12.00 с призывом мира во всем мире; Благотворительная «Рождественская Неделя добра»: акции «5+5», «Добрый шкаф», благотворительная ярмарка «ПроСТО добро», благотворительный концерт, который готовит параллель 8-х классов. Собранные мандарины и конфеты (5+5) формируются в новогодние подарки и отправляются детям-сиротам в школу-интернат и туберкулёзную больницу, хосписы для детей и стариков, собранные от ярмарки-продажи новогодних поделок и сувениров передаются в благотворительные фонды, средства от благотворительных концертов пересылаются в станицу РаспопинскуюКлетского района Волгоградской области. Цикл акций «Забота о ветеранах», «Сталинградские окна», «Альбом Победы», «Бессмертный полк», «Ветеран живет рядом», « Стена Памяти».концерт-огонёк «Солдатская каша», участие учащихся в несении Вахты Памяти в Почётном карауле на Посту № 1 у Вечного огня города-героя Волгограда; участие в районных и городских событиях гражданско-патриотической тематики, направленных на воспитание чувства любви к Родине, гордости за героизм народа и уважения к ветеранам. Экологические социальные проекты, ориентированные на преобразование окружающей среды, лицея, социума, в которых принимают участие педагоги и учащиеся: «Собери макулатуру – сохрани дерево», «Классный лес», «Покормите птиц зимой», совместный с «Флорой-грин» проект по озеленению лицейского двора.Все мероприятия находят свое отражение на экологических стендах «Эколята» и «Молодые защитники Природы». «Родительский патруль» - совместное дежурство на перекрестках возле зданий лицея представителями Совета отцов и отрядом ЮИД - формирование безопасного поведения пешеходов (учеников) и водителей-родителей лицея. Проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями учащихся праздники и спортивные состязания, которые открывают возможности для творческой самореализации лицеистов и включают их в деятельную заботу об окружающих. В результате у учащихся происходит формирование социальной активности и социальных компетенций (сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки, способность принимать собственные решения, умение определять свою позицию в общественных отношениях, опыт выполнения разнообразных социальных ролей, навыки саморегуляции). На лицейском уровне: 1. Общелицейские дела, связанные с развитием воспитательной составляющей учебной деятельности: Торжественные линейки, посвященные началу и окончанию учебного года – общелицейский ритуал, связанный с закреплением значимости учебных достижений учащихся, результативности в конкурсных мероприятиях. Данное событие способствует развитию лицейской идентичности детей, поощрению их социальной активности, развитию позитивных межличностных отношений в общешкольном коллективе. «Нобелёнок» - торжественная церемония награждения лицеистов и педагогов за активное участие в научной жизни лицея, результативные выступления в конкурсах, олимпиадах. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. «Лучший ученик года», «Лучший класс года» – конкурсы, которые проводятся в целях выявления наиболее значительных учебных достижений лицеистов, развития интеллектуальных, познавательных способностей, расширения кругозора учащихся, а также формирования навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся, творческого усвоения и применения знаний. 2. Общелицейские дела, направленные на усвоение социально-значимых знаний, ценностного отношения к миру, Родине, создание условий для приобретения опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции: День солидарности в борьбе с терроризмом – цикл мероприятий (классные часы, выставки детских рисунков, уроки мужества), направленный на формирование толерантности, профилактику межнациональной розни и нетерпимости; доверия, чувства милосердия к жертвам терактов, а также ознакомление учащихся с основными правилами безопасного поведения. «Выборы в Совет старшеклассников» - традиционная лицейская площадка для формирования основ самоуправления для учащихся 9-11 классов. В игровой форме учащиеся осваивают все этапы предвыборной кампании (дебаты, агитационная кампания, выборы). По итогам игры формируются орган школьного самоуправления - Совет старшеклассников. Включение в дело учащихся всего лицея способствует развитию инициативности, самоопределения, коммуникативных навыков, формированию межличностных отношений внутри ученического коллектива лицея. Цикл дел, посвящённых Дню Победы в Великой Отечественной войне (лицейская акция «Вахта памяти «Знамя Победы»; митинги с возложением цветов; акция «Бессмертный полк»; выставки рисунков «Я помню, я горжусь…»; фестиваль военной песни «Музыкальный венок», торжественная линейка, посвященная Дню Победы 9 мая, сочинения «История моей семьи в истории страны», написанные всеми учениками лицея, заполнение интернет-пространства (Инстаграм, Вконтакте и т.д.) страничками, посвященным героям Великой Отечественной войны, чтением стихотворений направленныхна воспитание чувства любви к Родине, гордости за героизм народа и уважения к ветеранам. «Фестиваль классных социальных проектов», направленный на вовлечение лицеистов и педагогов в общественно-полезную социальную деятельность, формирование активной гражданской позиции, развитие добровольчества, благотворительности и волонтёрства. Участие лицеистов в социальных проектах районного, городского и областного уровней. 2. Общешкольные дела, направленные на создание условий для накопления опыта самореализации в различных видах творческой, спортивной, художественной деятельности, позитивной коммуникации: - Общелицейские праздники – ежегодно проводимые творческие (театральные, музыкальные, литературные и т.д.) дела, связанные со значимыми длялицеистов и педагогов знаменательными датами, в которых участвуют все классы лицея: «Осенний творческий марафон» - конкурс-фестиваль учеников 5-11-х классов по пяти номинациям – вокальное мастерство, владение музыкальными инструментами, хореография, рисунок и творческая поделка. Проводится с цельювыявления творческих и талантливых вобласти искусства учеников, формирования позитивного мироощущения уподрастающего поколения. Лучшие выступления учеников включаются в большой концерт на день учителя. «Осенний футбольный марафон» для учеников 2-11-х классов, «Зимний волейбольный марафон» для учеников 6-11-х классов, «Осенний шахматный марафон» для всех желающих и умеющих играть учеников, спортивный праздник «Спорт-тайм» для 5-х классов, направленный на формирование социально значимого отношения учащихся к здоровью, опыта ведения здорового образа жизни, популяризацию спорта, поддержку спортивных достижений. День рождения Лицея, 19 октября – традиционный ежегодный праздник,включает ряд различных мероприятий: дизайнерское тематическое украшение лицея, акции, фотовыставки, оформление фотозон, церемония посвящения учеников 5-х классов в лицеисты, торжественное мероприятие и большой спектакль от учеников одиннадцатых классов для учеников 5-10-х классов. «Новогодний серпантин» - общелицейскоеколлективное творческое дело, состоящее из серии отдельных дел (мастерская «Деда Мороза», мастерская «Снежинка», дизайнерское оформление здание лицея и прилегающей территории, конкурс на лучшее оформление классного кабинета, конкурс на лучшее оформление новогодней ёлочки, новогодние праздники и выступления для учащихся всех классов с разной тематикой:«Новогодние песни», «Новогодние сказки», «Новогодний мультконцерт», «Новогодний калейдоскоп», новогодний спектакль от учеников 11-х классов для учеников 5-10-х классов и т.д.), в котором принимают участие все учащиеся, педагоги и родители. Это коллективное творческое дело способствует развитию сценических навыков, проявлению инициативы, формированию навыков и опыта самостоятельности, ответственности, коллективного поведения; чувства доверия и уважения друг к другу, улучшения взаимосвязи родителя и ребёнка, педагогов и учащихся. «Неделя здоровья» - цикл спортивных, физкультурных соревнований и игр, просветительских занятий, выставка спортивных достижений и фотографий лучших спортсменов года, личное первенство «Пан-спортсмен» учебного года, акция «Здоровые бутерброды», общелицейская линейка, посвященная Дню здоровья 7 апреля и общелицейская зарядка на свежем воздухе. «Неделя здоровья» направлена на формирование социально значимого отношения учащихся к здоровью, опыта ведения здорового образа жизни, популяризацию спорта, поддержку спортивных достижений. Цикл мероприятий и дел, посвященных Дню космонавтики: тематические классные часы, реконструкция шествия 12 апреля 1961 года от здания лицея к планетарию, проведение линейки, посвященной полету первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина в космос. Цель – ознакомить учащихся с историей развития космонавтики, расширить представления детей о первооткрывателях космоса, развить интерес к достижениям науки и техники. Устный журнал «Мы живем на одной планете» направлен на развитие и укрепление дружбы между народами мира и стабильности и устойчивого развития человечества, на объединяющую силу творчества. Выпуски проводятся среди классных параллелей и имеют следующую тематику: « Мой край родной», «Народная карусель», «Мир космоса», «Эко-палитра», «Очевидное-вероятное», «Города побратимы». «Выпускные балы» - торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующий уровень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детейдля учеников 1, 4, 9 классов. Для выпускников – торжественное вручение аттестатов и спектакль для учителей и родителей учеников 11-х классов. На уровне классов: 1. Актуализация общелицейской жизни на уровне классов осуществляется путем формирования чувства сопричастности каждого к жизнедеятельности лицея путем организации само- и соуправления. На уровне среднего образования – через создаваемый совет класса, который отвечает за участие в общелицейских делах, информирование о делах лицейской жизни путем делегирования ответственности отдельным представителям классного самоуправления. 2. Система традиционных дел в классах, составляющих ядро воспитательной работы, имеющих общелицейское значение: День именинника – дело, направленное на сплочение классного коллектива, на уважительное отношение друг к другу через проведение различных конкурсов. Классный час «День матери» – развитие нравственно-моральных качеств ребенка через восприятие литературных произведений; развитие в детях чувства сопереживания, доброго сочувственного отношения к матери, воспитание уважения к материнскому труду, любви к матери. Классный семейный праздник, посвящённый 8 марта и 23 февраля – ежегодное дело, проходит совместно с родителями в процессе создания и реализации детско-взрослых проектов. Тематические классные часы, посвященные знаменательным датам истории нашей страны. 3. Проведение в рамках класса итогового анализа детьми общелицейских ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общелицейских советов дела. На индивидуальном уровне: вовлечение по возможностикаждого ребенка в ключевые дела лицея в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшимишкольниками, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. Модуль «Основные внешкольные мероприятия» Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий предусматривает: - общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами МОУ Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина; - внешкольные тематические мероприятия воспитаельной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в лицее учебным предметам, курсам, модулям; - экскурсии, походы, организуеме в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия, реализация проекта «Культ-выход» для учащихся 1-7 классов и по Пушкинской карте для учащихся 8-11 классов; - литературные, исторические, экологические экскурсии, походы, организуемые педагогическими работниками, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживающих в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны; - выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственнымотношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта. Модуль «Самоуправление» Действующие в школе детские общественные объединения: первичная организация РДДМ «Движение первых» – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в Положении об общественном объединении. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях». Кроме того, на базе МОУ Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина работают детские общественные объединениея: «орлята Лицея» (1-4 классы), «Орден лицеистов» (5, 6 классы), «Школа Актива» (7,8 классы) и «Совет Старшеклассников» ( 9-11 классы) – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5). Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, назначается педагог-куратор, организующий и направляющий деятельность детского общественного объединения. Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: - утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; - организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; возможная совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений и т.п.); участие обучающихся в работе на прилегающей к школе территории и другие; договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между ребенком и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, обучающимися, не являющимися членами данного объединения; клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий; рекрутинговые мероприятия в средней школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.); поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел); - участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть, как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников. Вариативные модули. Модуль «Организация предметно-пространственной среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МОУ Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: • оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и вне учебные занятия; • размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми ит.п.); • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство образовательной организации на зоны активного и тихого отдыха; • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им проявить свои фантазию и творческие способности и создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций ит.п.); • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной организации, как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни организации знаковых событий; • регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории; • акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)» Работа с родителями или законными представителями обучающихся в МОУ Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: На школьном уровне: • общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; • родительские возрастных круглые особенностей столы, детей, на которых формы и обсуждаются способы вопросы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары с приглашением специалистов; • Дни «открытых дверей», во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации; • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; • социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На уровне класса: • классный родительский комитет, участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей их класса; • Дни «открытых дверей», во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной организации; • классные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания, обучающихся класса; • социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: • работа «Совета профилактики» по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; • участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутри классных мероприятий воспитательной направленности; • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей). Модуль «Профилактика и безопасность» Модуль «Профилактика и безопасность» реализуется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы. Для каждого класса разработан перечень классных часов в рамках данного модуля, представленный в и индивидуальных планах воспитательной работы. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы: − «Уроки доброты», классные часы, интерактивные игры для формирования толерантного отношения друг к другу, умения дружить, ценить дружбу; − Интерактивные беседы для формирования у обучающихся культуры общения (коммуникативные умения), формирование умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки; − Реализация программ дополнительного образования направленных на формирование ценностного отношения к своему здоровью, расширение представления учащихся о здоровом образе жизни формировать потребность в соблюдении правил здорового образа жизни, о здоровом питании, необходимости употребления в пищу.продуктов, богатых витаминами, о рациональном питании. На индивидуальном уровне: − Консультации, тренинги, беседы, диагностику. Выявление факторов, оказывающих отрицательное воздействие на развитие личности и способствующие совершению им правонарушений. − Помощь в личностном росте, помощь в формировании адекватной самооценки, развитие познавательной и нравственно-эстетической и патриотической культуры, в формировании навыков самопознания, развитии коммуникативных и поведенческих навыков, навыков саморегуляции и др. − Социально-психологические мониторинги с целью раннего выявления проблем. − Психодиагностическое обследование ребенка: определение типа акцентуаций характера, уровня познавательного развития, выявление интересов ребенка, уровня тревожности, особенности детско-родительских отношений и др. − Организация психокоррекционной работы. − Оказание помощи в профессиональном самоопределении. Формирование опыта безопасного поведения — важнейшая сторона воспитания ребенка. Процесс формирования опыта безопасного поведения у школьников является важным этапом в развитии ребенка. Осуществление же данного процесса воспитания будет более продуктивным при включении учеников младшего звена в разнообразные формы внеклассной и учебной деятельности. С образовательным учреждением работает инспектор ПДН ОУУП и ПДН ОП № 4 Управления МВД России по г. Волгограду. В МОУ лицее № 5 имеется база данных на семьи и детей. Ведётся учет занятости учащихся во внеурочное время. В систематизирована информация о детях, состоящих на разных видах учета. С целью проведения профилактической работы и координации деятельности субъектов профилактики, в случае смены несовершеннолетним места обучения территориальное управление ежеквартально получает сведения из ПДН ОУУП и ПДН ОП № 4 УМВД России по г. Волгограду об учете учащихся. В МОУ лицее №5 имени Ю.А. Гагарина активно используются различные формы организации работы с учащимися по следующим направлениям: - организация и проведение районной акции «Всеобуч; - выявление и учёт несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; - психолого-педагогическое сопровождение учащихся, находящихся в социально опасном положении; - межведомственное взаимодействие с субъектами системы профилактики; - правовое воспитание учащихся; - взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей; - участие в социально-значимых проектах и программах; - организация летнего оздоровительного отдыха учащихся; - повышение правовой грамотности родителей; -обучение и просвещение педагогических работников по вопросам профилактики правонарушений; - социально-психологическое сопровождение семей, находящихся в социальноопасном положении; - профилактика правонарушений; - профилактика жестокого обращения; - профилактика девиантного поведения; - пропаганда здорового образа жизни; - профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения, ВИЧ-инфекции; - профилактика экстремистских настроений; - профилактика совершения самоубийств и суицидальных попыток учащихся; - профилактика полового воспитания; - профилактика безопасного пребывания несовершеннолетних в интернетпространстве; - усиление воспитательной работы в МОУ; - осуществление контроля работы педагогических работников в данном направлении. Модуль «Социальное партнерство» Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает: - участие представителей организаций-партнеров, в том числе в договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в программы воспитания и календарного плана воспитательной работы дверей, государственные, региональные, школьные праздники, мероприятия и др.); соответствии с рамках рабочей (дни открытых торжественные - участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности; - проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности; - проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнеров для обсуждения актуальных проблем, касающихся жизни образовательной организации, муниципального образования, региона, страны; - реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение. Социальными партнёрами лицея являются: - музеи: «Дети Царицына – Сталинграда – Волгограда», занимательных наук «Эйнштейна», «Музей-панорама «Сталинградская битва», ВМИИ им.И.И.Машкова, музей шоколада «Шоколадушка», интерактивный музей «Моя Россия» - ВУЗы: Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия, Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоградский государственный технический университет, Волгоградский государственный университет, Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. - библиотеки: областная детская библиотека, детская центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина; Волгоградская областная универсальная научная библиотека им. М. Горького, библиотека имени Маргариты Агашиной. - Волгоградский Планетарий - ООО «РИТЭК». Научно-технический полигон ПАО «ЛУКОЙЛ» - благотворительные фонды: ВРОО "Здоровые люди-сильная нация", благотворительный фонд «Клуб добряков». - клуб пожилых людей Центрального района «Осенняя мелодия» Самым значимым партнером являются родители, являющиеся активными участниками образовательного процесса: им делегированы полномочия в управлении школой - родительский комитет; они включены в состав инициативной группы, разрабатывающей программу развития учреждения, модели самоуправления, являются непосредственными организаторами и участниками экскурсий, поездок, праздников, мастер – классов, спортивных соревнований, диспутов, совместных мероприятий. Таким образом, социальное партнерство учреждения заключается в обмене опытом, в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет детям получить социальный опыт и способствует формированию их мировоззрения. Благодаря расширению социальных партнеров учреждению удаётся решать приоритетные задачи образовательной сферы: ● Модернизация институтов образования как инструментов социального развития; ● Повышение качества образования; ● Развитие личности и социализация воспитанников и учащих. Модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся МОУ лицея №5 имени Ю.А. Гагарина по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогических работников и обучающихся МОУ лицея №5 имени Ю.А. Гагарина — подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющую такой деятельности. Эта работа осуществляется через: - циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; - профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, способах выбора профессий, достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности; - экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; - посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования; - совместное с педагогическими работниками изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационногоонлайнтестирования, онлайнкурсов по интересующим профессиям и направлениям образования; участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в Интернете: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастерклассах, посещение открытых уроков: участие школьников во всероссийских профориентационных проектах «Проектория», «Навигатум», «Поступи онлайн», «Большая перемена», «Билет в будущее», «Шоу профессий». - индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; - освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включённых в основную образовательную программу образовательной организации, или в рамках курсов дополнительного образования. Модуль «Школьные медиа» Цель медиа в лицее – развитие коммуникативной культуры лицеистов, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности: - медиа группа в ВК «Лицей №5 имени Ю.А. Гагарина»; разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их педагогов, целью которого является освещение (через лицейскую газету «Лира» или ДТС «ДеТВора») наиболее интересных моментов жизни лицея, популяризация общелицейских ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; - лицейская газета «Лира», на страницах которой ими размещаются материалы, которые могут быть интересны лицеистам; организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем; - лицейская телевизионная студия «ДеТВора» – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки лицейских мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение лицейских праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек. Репортажи и новости лицея регулярно показываются в холле 1 этажа и актовом зале; - организация и проведение традиционного Всероссийского конкурса детских телевизионных студий «Детвора»; - участие лицеистов в региональных или всероссийских конкурсах школьных медиа.