Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда» Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от 31.08.20 Председатель педсовета _____________(Л.А. Тропкина) Тропкина Лариса Александровна Утверждаю Директор МОУ Лицея №5 имени Ю.А. Гагарина ______________(Л.А. Тропкина) Приказ от 31.08.20 № 166 Подписано цифровой подписью: Тропкина Лариса Александровна Тропкина Лариса Александровна Подписано цифровой подписью: Тропкина Лариса Александровна ПОЛОЖЕНИЕ Об организации внеурочной деятельности учащихся в МОУ Лицее № 5 имени Ю.А. Гагарина 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 1.2. Положение регламентирует порядок организации внеурочной деятельности учащихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования, ее формы и виды. 1.3. Внеурочная деятельность учащихся организуется в целях формирования единого образовательного пространства лицея для повышения качества образования и реализации личности ребенка в различных развивающих средах. 1.4. Внеурочная деятельность учащихся – специально организованная деятельность учащихся, представляющая собой неотъемлемую часть учебного плана, предназначена для педагогически целесообразной занятости учащихся в их свободное (внеурочное) время. 1.5. Внеурочная деятельность организуется на принципах природосообразности, гуманизма, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегося. 1.6. Участие обучающихся во внеурочной деятельности осуществляется на основе свободного выбора учащимися и их родителями (законными представителями) образовательной области и программ. 1.7. Структура внеурочной деятельности определяется целями и задачами лицея, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и и включает в себя деятельность в рамках общешкольного и классного коллектива; в рамках дополнительных образовательных модулей; в рамках коррекционно-развивающей работы. 1.8. Во время внеурочной деятельности обучающиеся могут пользоваться услугами как Лицея, так и других учреждений дополнительного образования. 1.9. Лицей обеспечивает интеграцию основного и дополнительного образования. 1.10. Лицей интегрирует в себе функции как общеобразовательного учреждения, так и дополнительного образования, оказывает психолого-педагогическую поддержку и помощь в преодолении затруднений в процессе учебной деятельности и личностном развитии. 1.11. Режим Лицея, реализующей внеурочную деятельность, способствует формированию образовательного пространства учреждения, объединяет в один функциональный комплекс образовательные, развивающие, воспитательные и оздоровительные процессы. 1.12. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы. 2. Цели и задачи 2.1. Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащихся в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования лицея. 2.2. Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей учащихся путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. 2.3. Задачи внеурочной деятельности: 2.3.1. создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов учащихся, укрепления их здоровья. 2.3.2. личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение учащихся. 2.3.3. обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации учащихся к жизни в обществе. 2.3.4. формирование общей культуры учащихся. 2.3.5. воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье. 3. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности 3.1. Направления и виды внеурочной деятельности определяются лицеем в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования. Подбор направлений, форм и видов деятельности осуществляется в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся, обеспечивает достижение планируемых результатов учащихся. 3.2. Внеурочная деятельность организуется: - по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, и т.д.; - по видам деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество; техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность; - в формах: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, лицейские научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые исследования, общественно-полезные практики и т.д. 3.3. Содержание образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав определяются определяются педагогом самостоятельно исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий. 3.4. Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трём уровням: 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. 3.5. Занятия в объединениях могут проводиться по образовательным программам одной тематической направленности; комплексным программам; программам, ориентированным на достижение результатов определённого уровня; программам по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастным образовательным программам; индивидуальным программам. 3.6. Структура и содержание рабочих программ организации внеурочной деятельности должна соответствовать требованиям Положения о рабочих программах. 4. Организация внеурочной деятельности 4.1. Работа внеурочной деятельности осуществляется на основе годового календарного графика, образовательных программ, рабочих программ и учебнотематических планов, утвержденных в установленном порядке. Педагогические работники могут использовать программы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ или самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним. Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются и утверждаются ОУ самостоятельно. 4.2. В соответствии с программой педагог ожжет использовать различные формы образовательно-воспитательной деятельности: аудиторные и внеаудиторные занятия, экскурсии, концерты, выставки и др. (процент аудиторных занятий не должен превышать 50% от общего количества часов). Формы внеурочной деятельности отличны от урока. 4.3. Организация занятий регулируется расписанием с учетом установления наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся. Во время каникул учебный процесс может продолжаться (если это предусмотрено образовательными программами) в форме походов, сборов, экспедиций, экскурсий, лагерей разной направленности и т.п. Состав учащихся в этот период может быть переменным. 4.4. Деятельность детей может осуществляться как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам. Обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения. Учет занятости учащихся внеурочной деятельностью осуществляется классным руководителем. 4.5. Учет проведенных занятий внеурочной деятельности фиксируется в отдельном журнале. Журнал внеурочной деятельность должен содержать следующую информацию: дата проведения занятия, класс, ФИО учащихся, содержание и форма проведения занятия, ФИО учителя (педагога). Содержание занятий в Журнале внеурочной деятельности должно соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности. 4.6. Рабочие образовательные программы внеурочной деятельности могут быть различных типов: комплексные, тематические, ориентированные на достижение результатов, по конкретным видам внеурочной деятельности, индивидуальные. 4.7. На внеурочную деятельность в неделю отводится не более 10 часов на класс. 4.8. Занятия внеурочной деятельности могут проводиться учителями-предметниками, педагогами учреждений дополнительного образования. 5. Финансирование внеурочной деятельности 5.1. Финансирование часов, отводимых на внеурочную деятельность, организуемую в ОУ, осуществляется в пределах ФОТ по учреждению. 5.2. Для стимулирования работы педагогов и иных сотрудников и обучающихся по организации внеурочной деятельности предусмотрено: - моральное стимулирование (награждение дипломами, грамотами, свидетельствами и сертификатами участника победителей и участников мероприятий); - материальное стимулирование: (установление надбавок, доплат к заработной плате или премий педагогам и сотрудникам школы из средств стимулирующей части ФОТ в зависимости от качественных и количественных показателей работы).