МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
МОУ Лицей № 5 имени ЮА.Гагарина
РАССМОТРЕНО
Руководитель кафедры
СОГЛАСОВАНО
Заместителем директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Е.В. Никифорова____________
Н.М. Ляшова
Л.А. Тропкина ____________
Протокол №
Протокол №
Приказ №
от "__" августа 2022 г.
от "__" августа 2022 г.
от "__" августа 2022 г.
___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4775349)
учебного предмета
«Музыка»
для 5 класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Музюкова Светлана Сергеевна
учитель музыки
г. Волгоград 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне 5 класса основного общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования по предмету «Музыка»,
Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационновыразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и
мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень
обобщённости, с другой — глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта
особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека,
гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через
занятия музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как
целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное
значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего
понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и
смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях
великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете
целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы
являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком —
подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает
его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере
эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию
личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в
Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного
предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и
дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной
образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного
региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе
примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его
психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание
самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и
воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей
духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания
является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального
искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и
народов, эффективного способа автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания.
2. Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности развития
музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом
обществе, специфики её воздействия на человека.
3. Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства. Воспитание
уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей. Приверженность
парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального
искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных
музыкальных стилей.
5. Развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных
умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки;
аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным
произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных
инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в
том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6. Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для
активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства
родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает
вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и
методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального
образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является
обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное
искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» в 5 классе составляет 34 часа (не
менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Фольклор — народное творчество
Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры,
пляски, хороводы и др.).
Календарный фольклор
Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние — на выбор
учителя).
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Национальные истоки классической музыки
Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Значение и
роль композитора — основоположника национальной классической музыки. Характерные жанры,
образы, элементы музыкального языка.
Музыкант и публика
Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.).
Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура
слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.
Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Образы родной земли
Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения,
посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества
М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.).
Русская исполнительская школа
Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е.
Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П.
И. Чайковского
Модуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»
Музыка и литература
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки. Колокольность
в музыке русских композиторов. Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс,
кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования в инструментальной
музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка.
Музыка и живопись
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторовклассиковВыразительные средства музыкального и изобразительного искусства. Аналогии: ритм,
композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т. д.
Программная музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов,
К. Дебюсси, А.К. Лядова и др.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие,
смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов
республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению
музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений
отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению
истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную
культуру своей страны, своего края.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в
лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в
соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в
музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного
края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов,
культурно-просветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и
религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться
принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе
непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов,
фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей
действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности
творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной,
социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как
искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности
на звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической,
публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование
доступного объёма специальной терминологии.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия
произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе
музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё
эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные
интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного
общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе,
настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в
сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы
музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в
учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия
с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том
числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере
музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового,
способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на
перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки
управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать
основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других
элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили
музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга,
формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств,
используемых при создании музыкального образа конкретного произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового
наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе
исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению
особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных процессов, музыкальных
явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию,
представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из
одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать,
интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема,
презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность
когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие специфического типа интеллектуальной
деятельности — музыкального мышления.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоциональнообразное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в
передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение,
чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные
нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного
выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как
полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и
письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать
благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в
процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально-психологического
опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной
деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в
части творческих, исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться к
поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать
решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины
неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим
психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности (бодрости),
отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать
возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной
жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека,
анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим
предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней
самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности
(управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия
и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной
культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном
общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в
актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную
связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное
цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры,
испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности
(разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные
интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции,
понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры
своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и
настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов
развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по
учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих
коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой
родины.
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей
(барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее
известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение,
исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором,
способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов;
характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения,
озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из
разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях,
жанре, исполнителях музыкального произведения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
всего контрольные
работы
Репертуар
практические
работы
для слушания
для пения
для
музицирования
5
Камаринская" рнп и
Чайковский,
РНП _Казачья
колыбельная_
(обр. Луканина),
Песня тульской
области 'Из
боярских из
ворот'
Страдания
Тульской
области,
Петрунина
Аврора, Родина
моя
(сл.А.Шибицкой,
муз.
Е.Тиличеевой)
"Кикимора"
"Песня о
маленьком
трубаче"
р.н.игра "Бояре,
а мы к вам
пришли"
Дата
изучения
Виды
деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
01.09.2022
09.10.2022
Знакомство со
звучанием
фольклорных
образцов в аудио- и
видеозаписи.
Определение на
слух: ;
принадлежности к
народной или
композиторской
музыке; ;
исполнительского
состава
(вокального,
инструментального,
смешанного); ;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7421/start/314766/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7422/start/255312/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7423/start/255279/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5953/conspect/226606/
Модуль 1. Музыка моего края
1.1.
Фольклор —
народное
творчество
5
0
Русские
народные песни:
"А мы просо
сеяли", "Бояре, а
мы к вам
пришли", "Уж,
ты, поле моё"
Лядов
"Кикимора",
"Баба Яга"
Русская
народная песня
"Бородино" (сл.
Лермонтова,
обработка
Иорданского)
Кикта "Мой край
тополиный", рнп
"Ах, вы, сени"
1.2.
Календарный
фольклор
3
1
2
Кубанский
казачий хор
"Распрягайте,
хлопцы, коней",
детский
фольклорный
ансамбль
"Зоренька",
государственный
академический
русский
народный хор
имени М.Е.
Пятницкого
"Вдоль по улице
широкой"
Гаврилин
"Перезвоны",
Свиридов
кантата "Снег
идёт"
Обрядовые
песни: колядки,
масленичные
песни - Римский
- Корсаков
"Прощай,
Масленица!",
осенние песни,
обрядовые песни
на Троицу
Итого по модулю
8
Модуль 2. Русская классическая музыка
"Песня о
маленьком
трубаче"
"Как работал я у
пана", "Мама"
Ах, вы, сени" рнп
17.10.2022
06.11.2022
Знакомство с
символикой
календарных
обрядов, поиск
информации о
соответствующих
фольклорных
традициях.;
Разучивание и
исполнение
народных песен,
танцев.;
Реконструкция
фольклорного
обряда или его
фрагмента. Участие
в народном
гулянии, празднике
на улицах своего
города, посёлка;
Устный
опрос;
https://100urokov.ru/predmety/kalendarno-obryadovyj-folklor
https://www.youtube.com/channel/UCWNs9QRpRp47d898BeSXnDw/videos
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7168/conspect/315708/
https://soundtimes.ru/kantaty-oratorii-messy/valerij-gavrilin-perezvony
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7423/conspect/255278/
https://100urokov.ru/predmety/kalendarno-obryadovyj-folklor
2.1.
Образы родной
земли
4
0
4
Свиридов
"Музыкальные
иллюстрации к
повести
А.Пушкина
"Метель"
("Тройка",
"Вальс", "Весна
и осень",
"Романс",
"Пастораль",
"Военный
марш",
Венчание"
Кабалевский
"Реквием" на
стихи
Рождественского
"Наши дети",
"Помните!", М.
Глинка, А.
Машистов
"Патриотическая
песня"
Мусоргский
фортепианная
сюита "Картинки
с выставки"
Рахманинов
поэма
"Колокола"
Глинка,
Городецкий
"Славься!"
"Мама", "Песня
о колоколах"
Глинка,
Городецкий
"Славься!"
07.11.2022
11.12.2022
Повторение,
обобщение опыта
слушания,
проживания,
анализа музыки
русских
композиторов,
полученного в
начальных классах.
Выявление
мелодичности,
широты дыхания,
интонационной
близости русскому
фольклору.;
Разучивание,
исполнение не
менее одного
вокального
произведения,
сочинённого
русским
композиторомклассиком.;
Музыкальная
викторина на
знание музыки,
названий и авторов
изученных
произведений.;
Рисование по
мотивам
прослушанных
музыкальных
произведений.;
Посещение
концерта
классической
музыки, в
программу
которого входят
произведения
русских
композиторов;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7419/start/255183/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7425/start/255023/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7431/start/291880/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7425/start/255023/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7172/conspect/315947/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7425/conspect/255022/
https://soundtimes.ru/kantaty-oratorii-messy/sergej-rakhmaninov-kolokola
https://kolokola.com/archives/1869
2.2.
Русская
исполнительская
школа
3
1
2
Рахманинов
"Вокализ"
Танеев романс
"Горные
вершины",
Рубинштерн
романс "Горные
вершины" на
стихи
Лермонтова
"Песня о
колоколах", Абт
"Вокализы",
Роджерс "Звуки
музыки"(по
выбору учителя),
"Новогодняя
песня"
-
12.12.2022
31.12.2022
Слушание одних и
тех же
произведений в
исполнении разных
музыкантов, оценка
особенностей
интерпретации.;
Создание домашней
фоно- и видеотеки
из понравившихся
произведений.;
Дискуссия на тему
«Исполнитель —
соавтор
композитора».;
Исследовательские
проекты,
посвящённые
биографиям
известных
отечественных
исполнителей
классической
музыки;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7420/start/298442/
https://biographe.ru/znamenitosti/svyatoslav-rihter
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7167/conspect/254441/
https://pandia.ru/text/85/472/88149.php
"Новогодняя
песня",
"Зимняя",
Эдвард Х. Григ.
«Заход солнца»
из сюиты № 2 к
пьесе «Пер
Гюнт»
шведская
народная песня в
обработке
Попова "Три
парня",
"Дружба"
-
01.01.2023
12.02.2023
Знакомство с
образцами музыки
разных жанров,
типичных для
рассматриваемых
национальных
стилей, творчества
изучаемых
композиторов.;
Определение на
слух характерных
интонаций, ритмов,
элементов
музыкального
языка, умение
напеть наиболее
яркие интонации,
прохлопать
ритмические
примеры из числа
изучаемых
классических
произведений.;
Разучивание,
исполнение не
менее одного
вокального
произведения,
сочинённого
композиторомклассиком (из
Практическая
работа;
https://urok.1sept.ru/articles/611029
https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/ferents-list
https://soundtimes.ru/uroki-muzyki/chto-takoe-rapsodiya-istoriya-rapsodii
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/643538
https://studopedia.net/11_1564_lektsiya--muzikalniy-yazik-elementimuzikalnogo-yazika.html
https://infourok.ru/urok-21-tema-o-chem-rasskazyvaet-noktyurn5537344.html
https://iskusstvo-zvuka.livejournal.com/51788.html
Варламов
"Горные
вершины",
"Красный
сарафан"(сл.
Цыганова),
Чайковский
"Растворил я
окно"
Итого по модулю
7
Модуль 3. Европейская классическая музыка
3.1.
Национальные
истоки
классической
музыки
5
0
5
Шопен "Трио
для ф-но,
скрипки и
виолончели"
соч.8 соль
минор, "Этюд
Ор.10, №3".
Григ
Фортепианные
миниатюры из
сборников
"Лирические
пьесы", песни
"Лебедь",
"Избушка",
"Люблю тебя!"
Паустовский
"Старый повар"
и Моцарт
"Фантазия ре
минор", Ашот
Граши "Горсть
земли" , Лев
Озеров "Вальс" и
Шопен "Вальс
№7"
Лист
"Венгерская
рапсодия "2",
"Кампанелла"
числа изучаемых в
данном разделе).;
Музыкальная
викторина на
знание музыки,
названий и авторов
изученных
произведений.;
Исследовательские
проекты о
творчестве
европейских
композиторовклассиков,
представителей
национальных
школ.;
Просмотр
художественных и
документальных
фильмов о
творчестве
выдающих
европейских
композиторов
с последующим
обсуждением в
классе.;
Посещение
концерта
классической
музыки, балета,
драматического
спектакля;
Шопен
"Ноктюрн до #
минор", Шуберт
"Баркарола"
3.2.
Музыкант и
публика
5
0
5
Моцарт
"Маленькая
ночная серенада"
(рондо), "Ария
царицы ночи" из
оперы
"Волшебная
флейта"
Паганини
"Каприс №5",
"Каприс № 24"
Россини "Ария
Фигаро" из
оперы
"Севильский
цирюльник",
Ванесса Мэй "Паганини №24",
Дэвид Геррет "Палладио", Ами
Ким - Europe "The Final
Countdown
drum", Хенри
"Дружба", "В
ожидании
весны", "Наши
мамы", "Мы
вместе"
-
13.02.2023
26.03.2023
Знакомство с
образцами
виртуозной музыки.
Размышление над
фактами биографий
великих
музыкантов — как
любимцев публики,
так и непóнятых
современниками.;
Определение на
слух мелодий,
интонаций, ритмов,
элементов
музыкального
языка изучаемых
классических
произведений,
умение напеть их,
наиболее яркие
ритмо-интонации.;
Музыкальная
викторина на
знание музыки,
названий и авторов
изученных
Практическая
работа;
https://soundtimes.ru/detskie-spektakli/opera-volshebnaya-flejta
https://slovar.cc/enc/bse/2012315.html
https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/nikkolopaganini
https://deepcloud.ru/articles/chto-takoe-kapris-v-muzyke-opredelenie
https://info.wikireading.ru/33750
https://www.soundslife.ru/muzykalnyj-talant-dannost-ili-priobretenie/
https://cittadipuccini.ru/Interviste/ArtistaPubblico/ArtistaPubblico.html
https://soundtimes.ru/muzyka-britanii/adele
Хербет - "Rocks
A Public Piano"
ADELE | Skyfall
[Live at London
BST Hyde Park
2022]
Scorpions - Wind
Of Change (Live
At Hellfest,
20.06.2015)
Чайковский
"Вальс цветов"из
балета
Щелкунчик.
Оркестр
Е.Мравинского,
Ленинград, 1941,
Хачатурян
"Вальс" из кф
"Маскарад",
Дэвид Гарретт –
Паганини "Каприс №24 кф"Скрипач
дьявола",
Ходжаниязов,
Ушакова,
Федорова и
Баста. «Сансара»
- Финал Голос.Дети Сезон 5,
"Wettstreit zu
viert" - Попурри"
Итого по модулю
10
Модуль 4. Связь музыки с другими видами искусства
произведений.;
Знание и
соблюдение
общепринятых
норм слушания
музыки, правил
поведения в
концертном зале,
театре оперы и
балета.;
Работа с
интерактивной
картой (география
путешествий,
гастролей), лентой
времени (имена,
факты, явления,
музыкальные
произведения).;
Посещение
концерта
классической
музыки с
последующим
обсуждением в
классе.;
Создание
тематической
подборки
музыкальных
произведений для
домашнего
прослушивания;
4.1.
Музыка и
литература
3
0
3
Прокофьев
кантата
"Александр
Невский"
("Вставайте,
люди, русские!",
"Песня об
Александре",
"Мертвое поле",
"Ледовое
побоище")
Фибих "Поэма",
Лист баллада
"Лорелея",
былина "Илья
Муромец и
СоловейРазбойник" Русские гусли!
Мусорский
опера "Борис
Годунов"
("Сцена под
кромами",
"Песня
Варлаама")
"Былина о
Добрыне
Никитиче.
Сказители
Рябинины", "Два
ковбоя", "Лети,
лепесток"
-
27.03.2023
23.04.2023
Знакомство с
образцами
вокальной и
инструментальной
музыки.;
Импровизация,
сочинение мелодий
на основе
стихотворных
строк, сравнение
своих вариантов с
мелодиями,
сочинёнными
композиторами
(метод «Сочинение
сочинённого»).;
Сочинение
рассказа,
стихотворения под
впечатлением от
восприятия
инструментального
музыкального
произведения.;
Рисование образов
программной
музыки.;
Музыкальная
викторина на
знание музыки,
названий и авторов
изученных
произведений;
Практическая
работа;
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7420/start/298442/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7418/start/255119/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7424/start/305930/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7417/start/254959/
https://www.buro247.ru/culture/music/18-dec-2019-harman-kardon-nativeproject.html
https://www.deims.ru/etiquette/social.html
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7420/main/298446/
https://pandia.ru/text/78/019/17824.php
https://soundtimes.ru/kantaty-oratorii-messy/aleksandr-nevskij
https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-muzyki-na-temu-bylinnoenarodnoe-tv.html
https://онлайн-читать.рф/былина-илья-муромец-и-соловейразбойник/#16973
https://multiurok.ru/blog/istorichieskiie-piesni.html
https://studopedia.ru/30_1651_liricheskaya-pesnya-harakternie-chertiprotyazhnoy-liricheskoy-pesni.html
https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/modestpetrovich-musorgskij
4.2.
Музыка и
живопись
6
1
5
Григ, Ибсен
драма "Пер
Гюнт" ("Утро",
"В пещере
горного
короля"),
Мусоргский
"Картинки с
выставки"
("Балет
невылупившихся
птенцов",
"Гном",
"Избушка на
курьих ножках")
"Знаменный
распев",
Каччини "Аве
Мария", Шуберт
- Скотт"Аве
Мария", Моцарт
- Мотет "Аве
верум корпус"
Греческий
распев 17 века
"Богородице
Дево, радуйся",
Рахманинов
"Богородице
Дево, радуйся",
Чайковский
"Богородице
Дево, радуйся",
Бах - Хорал
"Иисус всегда
остаётся моей
радостью", Сон
богородицы
духовный стих
Екатерина
Бурдаева,
Лядов
"Волшебное
озеро", Дебюсси
"Бергамасская
сюита"("Лунный
свет")
Прокофьев
Фортепианные
миниатюры
"Мимолётности"
(1,10,16, 19, 20)
Итого по модулю
9
"Лети,
лепесток", "Дети
любят рисовать",
"О той весне",
"Папа купил
автомобиль"
"Дети любят
рисовать",
Мусоргский
«Балет
невылупившихся
птенцов»
24.04.2023
31.05.2023
Знакомство с
музыкальными
произведениями
программной
музыки. Выявление
интонаций
изобразительного
характера.;
Музыкальная
викторина на
знание музыки,
названий и авторов
изученных
произведений.;
Разучивание,
исполнение песни с
элементами
изобразительности.
Сочинение к ней
ритмического и
шумового
аккомпанемента с
целью усиления
изобразительного
эффекта.;
Рисование под
впечатлением от
восприятия музыки
программноизобразительного
характера.;
Сочинение музыки,
импровизация,
озвучивание картин
художников;
Тестирование; https://resh.edu.ru/subject/lesson/7429/start/255055/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7430/start/255247/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7428/start/254927/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7427/start/305962/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7426/start/298410/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7432/start/302923/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7433/start/302955/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7426/conspect/298409/
https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/314838/chto-obschego-mejduarhitekturoy-i-muzyikoy-vzaimosvyaz
https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/iogannsebastyan-bakh
https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/sergejrakhmaninov
https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/petr-ilichchajkovskij
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7433/conspect/302954/
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
3
31
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Количество часов
всего контрольные практические
работы
работы
Музыка — отражение жизни 1
народа. Фольклор народное творчество.
0
Богатство и разнообразие
фольклорных традиций.
Жанры детского и игрового
фольклора (игры, пляски,
хороводы и др.)
0
1
1
Дата
изучения
Виды,
формы
контроля
01.09.-10.09.
Практическая
работа;
2022
1
12.09.- 17.09.
2022
Фольклор в музыке русских 1
композиторов.
Программные
инструментальные
произведения, посвященные
легендам и сказкам.
0
Песня как жанр музыкально- 1
литературного творчества.
0
Как рождается народная
песня. Певческие голоса.
1
0
Народный хор.
1
1
19.09.- 24.09.
2022
1
26.09.- 01.10.
2022
1
03.10.- 08.10.
2022
0
1
17.10.- 23.10.
2022
7.
8.
9.
Образ Родины в
музыкальных
произведениях.
1
Календарный фольклор.
Народные обряды
Волгоградской области.
1
0
1
24.10.- 29.10.
2022
1
Образы родной земли.
Писатели и поэты о русской
музыке. Программные
инструментальные
произведения, посвященные
картинам русской природы и
народного быта.
1
0
31.10.- 05.11.
2022
0
1
07.11.- 12.11.
2022
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическа
яработа;
Письме
нный
контро
ль;
Практическая
работа;
10. Отвага и героизм, воспетые
в искусстве. Вокальная
музыка на стихи русских
поэтов.
1
11. Традиции и новаторство в
творчестве русских
композиторов.
1
12. Колокольность. Вариации
колокольного звона.
Колокола. Колокольные
звоны: благовест,
будничный колокольный
звон, трезвон, набат и
другие. Звонарские
приговорки. Колокольность
в музыке русских
композиторов.
1
0
14.11.- 19.11.
2022
0
1
28.11.- 03.12.
2022
0
1
05.12.- 10.12.
2022
13. Вокальная музыка
1
отечественных
композиторов. Творчество
выдающихся отечественных
исполнителей. "Вокализ"
Рахманинова в исполнении
С. Рихтера.
0
Поэтическое звучание
романса. Консерватории в
Москве и СанктПетербурге.
1
0
15. Композитор, исполнитель,
слушатель. Русская
исполнительская школа.
Конкурс имени П.И.
Чайковского. Романс
Чайковского "Растворил я
окно", аккомпаниатор М.
Ростропович
1
14.
1
1
12.12.- 17.12.
2022
1
19.12.- 24.12.
2022
16. Национальные истоки
1
классической музыки.
Национальный музыкальный
стиль на примере творчества
Ф. Шопена.
1
0
26.12.- 30.12.
2022
0
1
09.01.- 14.01.
2023
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Письме
нный
контро
ль;
Практическая
работа;
17. Национальные истоки
классической музыки.
Значение и роль
композитора Э Грига основоположника
национальной классической
музыки.
1
18. Писатели и поэты о западно
- европейской музыке.
1
0
1
16.01.- 21.01.
2023
0
1
23.01.- 28.01.
2023
19. Значение и роль венгерского 1
композитора Ф. Листа —
основоположника
национальной классической
музыки
0
20. Характерные жанры,
образы, элементы
музыкального языка.
Ноктюрн, баркарола.
1
0
21. Кумиры публики на
примере творчества В. А.
Моцарта. Виртуозность.
Признание публики
1
1
30.01.- 04.02.
2023
1
06.02.- 11.02.
2023
0
1
13.02.- 18.02.
2023
22. Кумиры публики на примере 1
творчества Н. Паганини.
Талант, труд, миссия
композитора и исполнителя.
0
23. Понятие виртуозного
исполнения. Музыкальный
талант.
1
0
24. Публика и музыкант.
Миссия композитора и
исполнителя.
1
25. Культура слушателя.
Традиции слушания музыки
в прошлые века и
сегодня. П.И. Чайковский
"Вальс цветов"из балета
Щелкунчик. Оркестр
Е.Мравинского, Ленинград,
1941
1
1
27.02.- 04.03.
2023
1
06.03.- 11.03.
2023
0
1
13.03.- 18.03.
2023
0
1
20.03.- 25.03.
2023
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
26. Музыка и литература.
Единство слова и музыки в
вокальных жанрах: песня,
кантата.
1
27. Интонации рассказа,
повествования в
инструментальной музыке:
былина, поэма, баллада.
Программная музыка.
1
28. Картины исторических
событий в музыке.
1
0
1
27.03.- 01.04.
2023
0
1
10.04.- 15.04.
2023
0
1
17.04.- 22.04.
2023
29. Выразительные средства
1
музыкального и
изобразительного искусства.
0
30. Небесное и земное в звуках 1
и красках. Образы духовной
музыки в творчестве
композиторов - классиков.
Молитва. Песнопение.
0
31. Гармония и синтез:
скульптура, архитектура,
музыка. Хорал. Духовный
стих.
0
1
1
24.04.- 29.04.
2023
1
01.05.- 06.05.
2023
1
08.05.- 13.05.
2023
32. Импрессионизм в музыке и 1
живописи. Цветовая гамма и
звуковая палитра.
Аналогии: ритм,
композиция, линия мелодия, пятно - созвучие,
колорит - тембр,
светлотность - динамика и т.
д. Импрессионизм на
примере творчества
французского клавесиниста
К. Дебюсси и А.К. Лядова.
0
33. Интерпретации в музыке и
изобразительном искусстве.
1
0
34. Урок-викторина на знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
1
15.05.- 20.05.
2023
1
22.05.- 27.05.
2023
1
0
29.05.- 31.05.
2023
3
31
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Практическая
работа;
Тестирование;
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»;
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Материалы на сайтах: примеры использования ЦОР в работе учителей музыки
1) Готовые мультимедийные уроки по музыке http://urokicd.ru/muzyka?yclid=354144675941032687;
2) Методическая разработка урока музыки по теме «Волшебство музыкальных инструментов»,
Липянская Ю.В., учитель музыки,
https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_uroka_muziki_172317.html;
3) «Диалог метра и ритма», Кныш Ирина Борисовна, учитель музыки,
https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2019/06/21/uchebno-metodicheskiy-material-k-uroku-muzyki-6klass-2-chetvert;
4) «Символика музыкальных инструментов в мировой художественной культуре» Лютви Лиана
Машаллаевна, преподаватель МХК, https://urok.1sept.ru/статьи/674849/;
5) «Мелодией одной звучат печаль и радость», Ланцова Мария Евгеньевна, учитель музыки,
https://urok.1sept.ru/статьи/673501/;
6) «Системообразующая деятельность учителя на примере реализации содержания программы по
музыке в 6-м классе в рамках ФГОС», Мазурова Татьяна Михайловна, учитель музыки и ИЗО,
https://urok.1sept.ru/статьи/664215/;
7) «А.П.Бородин: жизнь и творчество великого композитора в вопросах и ответах», Юрова Светлана
Анатольевна, преподаватель теоретических дисциплин, https://urok.1sept.ru/статьи/660928/.
Полезные ссылки на интернет-ресурсы для использования
в профессиональной деятельности современного педагога
Образовательные платформы
https://eom.edu.ru/ - «Российская электронная школа». Каталог интерактивных уроков;
http://school-collection.edu.ru - единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства
образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не
только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии,
карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в
образовательном процессе;
Единая коллекция ЦОР http://window.edu.ru/
Электронные учебники:
- Просвещение https://digital.prosv.ru/
- Российский учебник https://rosuchebnik.ru
- Первое сентября https://1сентября.рф)
- Музыка (учебники, учебные пособия) https://alleng.org/edu/art4.htm
- электронные рабочие тетради (например, «Яндекс. Учебник»)
https://education.yandex.ru
http://uchebnik-tetrad.com
Познавательные сайты и порталы
Цифровое ТВ, общедоступные каналы (Культура.рф, Наука https://www.naukatv.ru/);
Открытые электронные библиотеки, образовательное видео, интерактивное онлайн телевидение,
энциклопедии, коллекции (https://www.wdl.org/ru/, http://univertv.ru/, digital-edu.ru/, https://openedu.ru);
Иинтерактивные медиамузеи (https://borderless.teamlab.art/;
Мегаэнциклопедия «Кирилл и Мефодий» http://www.megabook.ru;
http://arzamas.academy – Просветительский сайт. Имеются бесплатные видеолекции и материалы по
литературе, истории, искусству, антропологии, философии и прочему. Доступен архив курсов.
https://urok.1sept.ru - сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов, контрольных работ - на
методическом сайте;
https://www.lektorium.tv – просветительский проект: создание уроков, курсов;
https://infourok.ru/biblioteka - инфоурок;
http://ege.sdamgia.ru – Решу ЕГЭ. На сайте размещены примерные варианты ЕГЭ по всем предметам, а
также много разнообразных заданий;
http://www.openclass.ru/ - сетевое образовательное сообщество учителей;
http://prosv.ru - сайт издательства «Просвещение», здесь Вы найдёте каталог учебников и учебнометодической литературы издательства «Просвещение»; полезную информацию для учителей,
методистов, администраторов; информацию о новых учебниках и учебно-методических пособиях;
методическую помощь; новости образования и учебного книгоиздания; информационнопублицистический бюллетень «Просвещение»;
Список электронных образовательных ресурсов на CD и DVD-дисках http://nvschool30.ucoz.ru/off/mediateka.pdf;
Школа Интернет-урок https://interneturok.ru;
Образовательный портал «Видеоуроки» https://videouroki.net/;
Международный образовательный портал МААМ https://www.maam.ru;
Образовательный портал «Преемственность в образовании»
https://preemstvennost.ru/ - на портале организовано обучение в виде онлайн курсов, вебинаров,
дистанционные кабинеты педагогов, методическая копилка;
Журнал “Цифровое образование”. http://digital-edu.info/index.php;
Журнал Вопросы Интернет-образования http://vio.uchim.info/;
сайт ИД Первое сентября Открытый урок (главная)
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/
Сетевые профессиональные сообщества
http://uchitelu.net/?q=materialy_uchitelu/results/taxonomy%3A559.18%2C75 проект «Учителю.net» - это социальная сеть для педагогов. В разделе собраны методические
материалы, разработки учителей. Здесь вы можете найти или разместить презентации к урокам, планы
уроков, тематические планирования, контрольные работы и тесты;
https://nsportal.ru/ - сетевое общение в профессиональном сообществе, обсуждение вопросов,
распространение позитивного опыта; рубрики «Лаборатория педагогического мастерства»,
«Тематические подборки материалов» и другие;
Сервисы и Интернет технологии WEB 2.0
http://robotix33.ru/servisyi-web-2-0/
https://www.sites.google.com/site/badanovweb2/home
https://learningapps.org – создание мультимедийных интерактивных упражнений. Данный сайт
поддерживает обучение и процесс преподавания с помощью интерактивных модулей;
http://rebus1.com/ - сервис для создания ребусов.
https://comp-doma.ru/muz-otkrtka.html установка программы Музыкальная открытка 2.0
Использованные материалы:
1) https://pedportal.net/starshie-klassy/muzyka/ispolzovanie-ikt-i-eor-na-urokah-muzyki-269098
«Использование ИКТ и ЭОР на уроках музыки», Ефимова Александра Владимировна;
2) https://ds04.infourok.ru/uploads/doc/0893/00106fca-4a644568.docx, статья «Использование новых
цифровых образовательных ресурсов на уроках музыки»;
3) http://www.listeducation.ru/liweps-22-1.html
статья «Опыт использования ЦОР на уроках в начальной школе»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Синтезатор, ноты, диски, флеш-накопитель, учебники, тетради, рабочие тетради, экран, проектор,
ноутбук, колонки, микшер, микрофоны, детские музыкальные инструменты.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Фортепиано, проектор, микшер, колонки, микрофон, ноутбук, экран.